Папа, я тебя никогда не забуду: истории погибших бойцов СВО и их семей
Проект поддержки детей военнослужащих, погибших в ходе специальной военной операции, — «Дети героев» — набирает обороты. «Вечерняя Москва» собрала истории павших защитников и их родных.
Всем детям, чьи отцы погибли при выполнении задач спецоперации, в рамках проекта будут предоставлены льготы. Также семьям павших военнослужащих вручат особые знаки отличия — медали с уникальным дизайном, на которой военный в современной амуниции держит на руках ребенка. Об этом рассказал основатель общественного движения «Команда возможностей» Евгений Пичугин.
— Надев подобный знак отличия, ребята могут показать, что их отцы героически сражались на передовой ради нашей безопасности и мирного неба над головой, — рассказал основатель движения.
По словам Евгения, важной частью проекта стало наставничество.
— Например, сейчас мы активно помогаем детям из Крыма и новых присоединенных территорий. В будущем планируем реализовать программу во всех регионах страны, — говорит Евгений Пичугин.
Никуда не отпущу
Также организаторы акции помогают семье погибшего военнослужащего Виктора Кравченко.
— Мой муж был старшим сержантом. Когда объявили спецоперацию, он сказал, что его не заберут на фронт. А я ему в шутку говорила: «Накормлю и спрячу в подвале, но никуда не отпущу», — рассказывает его жена Алена.
3 марта Виктору пришла телеграмма о том, что его командируют в зону СВО, а уже на следующий день он был в пути. Сначала участвовал в боях под Изюмом, потом отправили ремонтировать военную технику в Белгородскую область, затем — в Луганскую, а следом — в село Мыловое Херсонской области, рассказывает вдова Виктора Кравченко.
4 сентября неонацисты ударили по нашим бойцам иностранными «хаймарсами», в результате чего Виктор и погиб. Его дочь, восьмилетняя Алиса, каждый день вспоминает своего папу — героя спецоперации.
— Когда проходим мимо игровой площадки, она всегда указывает на дерево и говорит: «Мам, а помнишь, мы с папой сидели на этом дереве как обезьянки?» Я шучу, что они оба родились в год этого животного, — с улыбкой рассказывает она. Вообще, Алиса очень похожа на него, у дочери даже есть футболка с надписью «Вся в отца».
Ученицу навестил боец, получивший письмо
Мой папа — герой
Проект помогает и семьям погибших мобилизованных. Виталий Нечаев отправился на СВО из Крыма в сентябре 2022 года.
— Муж подробно не рассказывал о боевых задачах. Только то, что он был разведчиком и работал с дронами, искал позиции врага, — рассказывает вдова Виталия Анна Хлань. — Однажды он с боевыми товарищами переплывал реку, а когда выбрались на берег, наткнулись на мины. Так не стало моего мужа.
У Виталия остался сын Артем, которому сейчас пять лет. Мальчик очень скучает по папе, но знает, что он погиб как настоящий герой — при выполнении боевой задачи.
— Однажды мои дети — старший сын от первого брака и Артем — писали ему письмо на фронт, и я снимала это на видео. Отправила эту запись мужу, и она его сильно рассмешила, — вспоминает Анна.
— На видео младший сказал: «Мой папа герой, я целую ему ноги». Ну надо же было такое придумать! А недавно Артем сказал, что будет заниматься греко-римской борьбой, как его отец.
— Но в секцию его пока не взяли, сказали, что нужно подождать еще два года, — говорит Анна.
Мысленно всегда с ним
Организаторы проекта помогают и семье Александра Ежака.
В апреле 2022 года он ушел добровольцем на специальную военную операцию. Сначала в составе частной военной компании участвовал в боях под Изюмом (город в Харьковской области. — «ВМ»). Вернувшись домой в июне того же года, подписал контракт с Минобороны России и в августе снова отправился на фронт.
— Перед поездкой он мне сказал: «Ты только жди меня», — вспоминает слова мужа Оксана. — 31 июля прошлого года рядом с ним разорвался вражеский снаряд. Это было в селе Работино на запорожском направлении.
Александр получил множество осколочных ранений и переломов, но товарищи вытащили его из обстреливаемого участка, а затем госпитализировали.
— Скончался мой Саша в самарском госпитале, — говорит Оксана.
Александр и Оксана Ежак воспитали сына — Дмитрия. Сейчас ему 24 года, и он пошел по стопам отца.
— Как-то Дима мне сказал: «Я понял, куда надо класть гранату в случае самоуничтожения, чтобы не попасть в плен». А я ему: «Ты мне такое не говори...» Нет, это мог понять только его отец, — рассказывает Оксана. — С дочерью Виолеттой, которой в июне исполнится 18 лет, у Саши была особая связь. А младшему сыну Тихону было всего четыре года, когда папы не стало.
Воспитаю ответственным парнем
Одной из участниц проекта также стала Юлия Загульцева. Ее муж погиб во время выполнения задач спецоперации. На фронт ее супруг — военнослужащий Денис Санников — отправился 16 марта 2022 года от 7-й российской военной базы, которая находится на территории Абхазии. Выполняя боевые задачи на позициях в зоне СВО, неонацисты начали закидывать российских солдат, в числе которых находился и Денис, фосфорными снарядами.
— А потом украинские националисты начали сильный артобстрел, в результате которого мой муж и погиб, — рассказывает Юлия.
Юлия воспитывает сына Егора, которому сейчас год и четыре месяца, но Денис так и не успел его увидеть.
— Мы восемь лет жили в гражданском браке, но долго не могли завести ребенка, — признается вдова Дениса. — В итоге мы решились на ЭКО, третья попытка оказалась удачной, о чем я сообщила Денису. Хочу воспитать Егора таким же ответственным, каким всегда был его отец.
Не поверил в гибель
Еще одни участники проекта — близкие Олега Каданцева. Он попал на спецоперацию по мобилизации, выполнял боевые задачи в Луганской области. Во время одной из них Олег и его товарищи попали под массированный обстрел «хаймарсами», в результате которого погибли до 500 человек, рассказывает мать погибшего участника СВО Ирина Каданцева.
— Мы никогда не забудем Олега, — говорит Ирина. — А Егор... (четырехлетний сын Олега. — «ВМ»). — Как он его любил! На похоронах мать подвела Егора к могиле Олега и сказала: «Тут твой папа лежит», но он не поверил...
Сегодня Егор уже понимает, что папа погиб как настоящий герой.
Папина дочка
Еще одни участники проекта — семья погибшего Сергея Юрина, который в 2014 году, после срочной службы, подписал контракт с Министерством обороны, а в феврале 2022-го сержант отправился на СВО.
— Сначала Сергей работал с боевой машиной «Град», а потом — с «Ураганами», — рассказывает вдова Юлия Юрина. — В начале октября он и его товарищи попали под обстрел «хаймарсами». Муж получил осколочные ранения, от которых скончался.
Его старшая дочь, восьмилетняя София, помнит отца очень справедливым человеком.
— Софию называли папиной дочкой, — вспоминает Юлия. — Благодаря папе она уже в четыре года умела читать. А младшая дочка Алиса знает папу только по фотографиям.
Папа стал звездочкой на небе
Среди участников проекта оказалась семья кадрового военного Андрея Кузьмина. После службы во Владикавказе и в Крыму военнослужащего отправили на спецоперацию.
— Мой муж воевал на херсонском направлении, где командовал батальоном, — вспоминает жена офицера Елена. — 1 октября 2022 года он и его товарищи попали под артобстрел, в результате которого Андрей погиб. Но узнала я об этом только 3-го числа. В этот день его сослуживец отправил мне голосовое сообщение, в котором сказал: «Примите мои соболезнования». Я в ответ: «Какие соболезнования? О чем вы вообще говорите?» Потом мне все объяснили...
Дома у Андрея Кузьмина осталась не только жена, но и пятилетняя дочь Аня. Елена не стала скрывать от нее смерть папы.
— Она даже летала со мной из Джанкоя (город в Крыму. — «ВМ») в Ростов-на-Дону на опознание... Всегда была рядом, — рассказывает Елена Кузьмина. — На похоронах, увидев папу в гробу, она спросила: «Мам, а почему папа там?» Я ответила, что теперь его тут нет, он стал звездочкой в небе. И каждый раз, когда Аня видит в небе звезду, говорит: «Мам, смотри, папа появился». Так она скучает.
Уже тогда пятилетняя Аня понимала, что для семьи гибель отца — трагедия. Но Елена объяснила дочери, что ее папа погиб, защищая нашу Родину и своих родных людей.