«Это иллюзия, что молодёжь не читает»: Александр Цыпкин и Екатерина Шпица о проекте «БеспринцЫпное чтение»
Писатель, сценарист, драматург, создатель литературно-театрального проекта «БеспринцЫпное чтение» Александр Цыпкин и актриса театра и кино Катя Шпица стали гостями мультиформатной студии ГПМ Радио, расположенной на территории «Сириус» в центре Всемирного фестиваля молодёжи.
Ведущие шоу «Мурзилки live» обсудили проблемы чтения литературы среди молодёжи в мультформатной студии ГПМ Радио, откуда выходят в эфир популярные шоу «Авторадио» и Energy.
Александр Цыпкин и Екатерина Шпица. Фото предоставлено «Авторадио».
Ведущие шоу: На площадке ВФМ сейчас развёрнуты действительно большие пространства для встречи молодёжи с творческими людьми совершенно разных направлений. Здесь собрались музыканты, художники, профессиональные актёры и мастера литературного слова. Потому как, что бы ни говорили, молодёжь у нас интересуется очень многим. И, ко всему прочему, она у нас читающая. Думаю, сейчас нам помогут доказать это гости нашей открытой студии — писатель, сценарист, драматург, создатель литературно-театрального проекта «БеспринцЫпное чтение» Александр Цыпкин и актриса театра и кино Катя Шпица.
Александр, расскажите о молодёжи. Вы сейчас её здесь видели, вы с ней общались. В метро большинство пассажиров сейчас играет в игры или смотрит кино, но при этом ведь и читают, или вы не согласны?
Цыпкин: Они, конечно, читают. Читают и пишут. Вы зайдите на какой-нибудь портал «Стихи.ру». Там три миллиона зарегистрированных. А на портале, где размещаются рассказы, по-моему, около 700-800 тысяч. Это иллюзия, что молодёжь не читает. Это, конечно же, не так.
Ведущие шоу: Но писать и читать – это разные вещи.
Цыпкин: Нет, минуточку. Если молодёжь читает, то, значит, она и пишет. Потому что, когда ты читаешь книгу, следующий шаг – ты хочешь написать свою. Просто получается не у всех. У нас есть доказательство. Был проект «Принцип слова», который мы делали с «Росмолодёжью», с «Обществом знания» и с «Таврида арт». Молодые авторы презентовали свои рассказы, мы отбирали, которые больше всего нам понравились. В итоге четыре женщины победили. Вот что значит, когда нет гендерных требований. Так у нас была бы другая повестка. Мы обязаны были бы взять половину мужчин, половину женщин. Но такого не было. Победили женщины. Пользуясь случаем, назову их. Это Анна Бабина, Надежда Алексеева, Дарья Молчанова и Анна Титаренко.
Ведущие шоу: Если смотреть на статистику, на исследования — какие жанры чаще всего читают, сколько читают, та же самая молодёжь… Статистика в данном случае имеет более скептический подход, чем вы сказали. 33% молодёжи в возрасте 14-20 лет обращаются к литературе чрезвычайно редко.
Цыпкин: Вы, вероятно, рассматриваете литературу исключительно как книгу с буквами. Но если вы возьмёте «Слово пацана» — это экранизированная книга. Да, экранизированная литература, переделанная и так далее. Или если взять «Библиотекарь» — это литература. «БеспринцЫпный» тоже популярно. И это тоже литература. У нас основная масса крупных вещей – это экранизация. Просто литература превращается в картинку.
Шпица: Это просто другое преподнесение.
Ведущие шоу: Человек, который смотрит кино, разве он читающий?
Цыпкин: Смысл же до него доходит, правильно?
Шпица: Смысл доходит.
Цыпкин: Это просто форма.
Шпица: Есть много занятий в человеческой жизни, которые можно судить по результату. Получилось же.
Екатерина Шпица. Фото предоставлено «Авторадио».
Ведущие шоу: Я помню, был момент, когда вместо того, чтобы читать «Трёх мушкетёров», в кино смотрели Боярского. Всё! «Трёх мушкетёров» изучил. Да, знаю. Да, прочитал. Или, например, Достоевского.
Цыпкин: Сейчас, например, в Википедии просто смотрят, о чём роман. Хотя её собираются закрыть. И непонятно, как все будут сдавать ЕГЭ.
Ведущие шоу: В следующем году проекту «БеспринцЫпные чтения» исполняется 10 лет. Концепцию проекта можно описать — знаменитый актёр читает произведение автора со сцены. Как всё это начиналось, и кто был первым актёром?
Цыпкин: Хороший вопрос. Катя была одной из первых, это точно. Я даже помню, где мы это обсуждали. По-моему, в «Левел-2», если не ошибаюсь. Но, мне кажется, чуть ли не самым первым был Пётр Михайлович Семак. Это как глыба Петербургского театра. Народный артист России, лауреат Госпремии СССР и России.
Ведущие шоу: И какое количество актёров за эти 10 лет уже прошло через чтение?
Цыпкин: Мне кажется, больше 100.
Ведущие шоу: Как удаётся уговорить звёзд первой величины? Или уговаривать не приходится? Все же уже и так прекрасно знают, что такое «БеспринцЫпное чтение».
Цыпкин: Да, это всегда договорной процесс. Это фан, прежде всего. Все классно проводят время. Мне очень многие говорят, что это наша лучшая работа. Это совершенно другой жанр. Вообще, давайте, Катю, спросим, что ей нравится.
Ведущие шоу: Кать, ты же давно уже «беспринципная», да? Чем тебя Цыпкин подкупил и вовлёк в этот проект? И что ты о нём можешь сказать? Чем он увлекает? И чем он так тебя интересует, что ты до сих пор не можешь оттуда выйти?
Шпица: Я люблю экспериментировать. Меня страстно влекут открытия, что-то новое. Тем более, я более чем неравнодушна к литературе, ко всему, что с ней связано. И я готова перелопатить много тонн земли, чтобы найти трюфель. Вот один из этих трюфелей сидит сейчас рядом со мной. Но он меня сам нашёл. А познакомила нас наша общая приятельница, кинопродюсер Елена Янбухтина. И это добавило моей расположенности и тепла. А потом прочла Сашин материал. И он мне так запал в душу. Я поняла, господи, какое счастье.
Ведущие шоу: Что за материал тогда был? Ты помнишь свой первый рассказ?
Шпица: Я не помню, но это был один из пикантных этюдов.
Александр Цыпкин. Фото предоставлено «Авторадио».
Цыпкин: У меня был целый набор этюдов. Шиномонтажный бордельный, спортивный бордельный.
Шпица: И всё бордельное досталось мне. Я была очень благодарна Саше, потому что, наконец-то, разрушился мой «карамельный» образ. По крайней мере, в«БеспринцЫпных чтениях» я могу побыть прометейкой и т.п.
Ведущие шоу: То есть вот эти все твои фотосессии, это всё, оказывается, от Цыпкина пошло, да?
Цыпкин: Нет. Я позже их начал писать.
Шпица: Да нет, он просто это прочувствовал. Я бы так не нагружала Саше ответственность за это.
Цыпкин: Кстати, если вернуться к тому, почему это произошло. Как раз из-за низких тиражей книг в целом. Потому что я же не собирался становиться писателем, мне этот весь балаган не нужен был. И мне нужно было раскрутить свои соцсети. Соответственно, я написал несколько рассказов для этого. А дальше собрали книгу, сдали её, она стала бестселлером. В моём понимании бестселлер — это 10 тысяч экземпляров.
Ведущие шоу: Маловато будет?
Цыпкин: Это не то, что бы маловато, это просто статистическая погрешность. Потому что первый же ролик в исполнении Данила Козловского, прочитавшего «Томатный сок», посмотрело 3 миллиона. За 10 лет у меня до сих пор был тираж книг максимум 500 тысяч. А тут сразу. И я понял, что просто не работает это. Если ты хочешь охват, если ты хочешь, чтобы твои мысли узнали все (а любой творческий человек хочет, чтобы его мысли проникли в другого, чтобы его душа залезла в душу к другому человеку), то нужно видео. И ты понимаешь, что нужно читать на камеру. Из этого родился и театральный проект.
Ведущие шоу: Это, по сути, как новый жанр, он же такой мульти.
Цыпкин: Да, это мультижанр. Потом я понял, что дальше нужно кино и театр. И пошло-поехало.
Шпица: А мне больше всего нравится, что не надо учить текст.
Цыпкин: Да, это нравится всем. И второй момент. Если вы посмотрите, например, как Хабенский читает «Святой Валерий». Он одновременно играет трёх героев. И для зрителей это уникальная возможность увидеть человека, который так играет. Плюс мы болтаем со зрителями. Они приходят и видят не только Катю Шпицу, как актрису. Это получается некая форма квартирника. Мы несколько раз думали добавить туда какие-нибудь декорации, музыку. Ничего не работает. Лист бумаги, человек, всё. Больше не надо ничего.
Ведущие шоу: Продолжаем разговор о литературе в том числе.
Шпица: В разных смыслах «принципиальный».
Цыпкин: Вот как мы изменили слово беспринципный. Как вышел сериал — запрос на «беспринципный» (слово само себе) — выросло в 10 раз. То есть мы на самом деле немного изменили две вещи: имя Славик — оно теперь стало нарицательным и слово «беспринципный».
Ведущие шоу: Какие темы сейчас волнуют писательскую братию или нет такого?
Цыпкин: Я не думаю, что есть. Не могу сказать, какая конкретно тема волнует писательскую братию. Они очень разные. Например, у нас был проект с Союзмультфильмом. Монологи мам в основном написали мужчины-писатели. Потом их Вика Сакова и Аня Михалкова прочли. Людей всегда волнуют человеческие отношения, меняются только обстоятельства. Это может быть космос, история, просто квартира, всё что угодно. Трагические обстоятельства, нетрагические — всегда всем интересно следить только за отношениями людей. Но сейчас добавляется отношение людей и машин. Это следующая большая тема, когда у нас, наконец, появятся антропоморфные роботы и, когда возникнет любовь человека к машине, к искусственному интеллекту. Это следующий большой блок, который затрагивался, конечно, последние лет 50. И сейчас он существует в реальности.
Эта тема была в открытии фестиваля, где Хабенский был в роли искусственного разума и пытался стать человеком.
Ведущие шоу: Катя, у тебя сыну уже 12 лет. Он читает, заставляешь его?
Шпица: Он читает, но я этому, мягко говоря, активно способствую. Никогда это не ругань, естественно, не оскорбление, не какие-то жёсткие условия. Но у нас есть у нас система расчётов: столько-то страниц — столько-то игры в приставку.
Ведущие шоу: Если бы не было этого торга, этой спекуляции?
Шпица: Было бы сложно. Я вообще, честно говоря, слабо представляю, как спасать современных детей от предубеждений против чтения, поскольку, к сожалению, они нас таких занятых и вечно работающих видят тоже постоянно в гаджетах. А детской психике это тяжело принять. Причём меня с книгой сын тоже видит, но с телефоном, в котором открыты в тот момент, когда он меня наблюдает, литературные приложения, он меня видит тоже очень часто. Мне что каждый раз ему говорить: «Смотри, это я книжку читаю, ты не подумай». Слава богу, у меня есть ещё рычаги влияния на сына, и я могу посадить его читать. Я постараюсь сохранить их до его совершеннолетия. Сейчас он начинает получать удовольствие от чтения. Уже наизусть знает очень много книг, любит аудиокниги. Он визуал, но и на слух прекрасно воспринимает в прочтении замечательных артистов. Он любит и Фоменко, и в исполнении Олега Табакова слушает книги. Я понимаю, что то, что смогла в плане вклада в развитие его вкуса, я сделала. Это такая тонкая грань, чтобы не перегнуть, не заставить ребёнка ненавидеть чтение.
Цыпкин: Катя права. Единственный пример только родительский. Если родители сами читают, если ребёнок видит маму или папу с книжкой, то это сработает.
Ведущие шоу: Это как со спортом, такая же история. Ты отжимаешься, потягиваешься перед ребёнком, он будет не только смотреть, но и постепенно втягиваться в занятия.
Шпица: А ещё очень важно вовремя диагностировать у ребёнка СДВГ или дислексию, потому что иногда можно воспринять неспособность читать и понимать текст, как дурной характер, упрямство. Но это может быть совершенно не так и тогда нужен вообще другой подход. Надо искать, заходить через комиксы, сначала показывать экранизации, потом литературу. У меня с сыном так было. Я, например, сначала показывала «Приключения жёлтого чемоданчика», потом давала читать книгу. Или сначала он прочёл всего «Эмиля из Лённеберги», а потом я показала классный фильм.
Александр Цыпкин и Екатерина Шпица. Фото предоставлено «Авторадио».
Цыпкин: 100% работающий лайфхак — отдайте ребёнка в театральный кружок. Он будет вынужден всё это выучить наизусть и прочесть, потому что никто не читает так много, как актёры. Они читают бесконечно. Сценарии вы всё равно будете читать.
Шпица: Это иногда такая боль. Бывает они настолько безграмотно написаны. На мой взгляд, это не лучшее чтение.
Цыпкин: Вы не понимаете просто какая Шпица грамма нация. Я пост выложил, через 5 минут — «я не хочу нудить, конечно…»
Шпица: Пока Саша не женился, я ему свои литературные выкладки всё время присылала, а потом, чтобы не нарушать границы, не дай бог, кто бы чего не подумал, я от него отстала.
Ведущие шоу: По поводу сценариев. Только что вышел фильм на экраны с твоим участием «Он плюс она».
Шпица: Это был прекрасный сценарий от первой до последней буквы, он замечательно написан образованным, грамотным, чувствующим, глубоким человеком (людьми, двумя девушками).
Ведущие шоу: Но подход не нов. Опять-таки новеллы о любви. Мы прекрасно знаем, уже есть несколько примеров.
Шпица: Любовь в разном возрасте.
Ведущие шоу: Ты играешь с Павлом Деревянко. Как он тебе в качестве партнёра?
Шпица: Замечательно. Мне было его мало. Я все эти годы мечтала с ним ещё раз схлестнуться в творческом экстазе, но пока не сложилось, а хотелось бы. Паша — великолепный артист. Недавно я посмотрела с ним картину «Конец славы». Это просто фантастика! Трейлер не раскрывает и половину всего того великолепия, которое есть в этой картине — от задумки, операторской съёмки до потрясающий актёрской работы. Конечно, с таким артистом, как Паша, я мечтаю работать.
Полную версию интервью вы можете посмотреть по ссылке: https://rutube.ru/video/6950c337ad2577a46388812ce8f492c7/?r=wd
Посмотрите другие наши статьи и материалы, а что нельзя публиковать в Журнале есть в нашем Телеграм-канале, ссылка ниже.
Также рекомендуем вам прочитать ещё одну интересную статью: 7 упражнений для повышения скорости чтения