«Моя миссия – память об отце». Вертинская рассказывает о выдающемся шансонье в «Эльдаре»

Алые паруса» и «Человек-амфибия», «Гамлет» и «Анна Каренина», «Война и мир» и «Не горюй!», «Безымянная звезда», «Овод», «Мастер и Маргарита». А ещё блестящие работы в спектаклях «Современника» и МХАТа. Народную артистку РСФСР Анастасию Вертинскую знает каждый зритель в стране.

«Моя миссия – память об отце». Вертинская рассказывает о выдающемся шансонье в «Эльдаре»
© Обручевский меридиан

Сама же Анастасия Александровна говорит, что её основная миссия – увековечить память о её великом отце, знаменитом шансонье Александре Вертинском. Многие творческие вечера, где актриса рассказывала о нём, она провела в киноклубе «Эльдар» в Обручевском районе.

АРИЕТКА ОТ ГРУСТНОГО ПЬЕРО

– Анастасия Александровна, почему для воспоминаний об отце вы многие годы выбираете именно киноклуб «Эльдар»?

– Я очень благодарна режиссёру Рязанову – он снял документальный фильм о папе. В «Эльдаре» прошли многие вечера, посвящённые Александру Вертинскому, и презентация книги его стихов «Жёлтый ангел». А моя жизненная миссия – увековечивание его произведений. Реставрация его песен была самым важным для меня занятием. Отец был небрежен в отношении своего наследия, не собирал записи, пластинки. Поэтому я и мама собирали их, нам слали их из Европы. Так у нас оказались плёнки Вертинского, которые «из-под полы» записывали на его выступлениях.

– Как бы вы охарактеризовали Вертинского как художника?

– Вертинский так и не стал советским шансонье. Он первый привёл на эстраду дореволюционной России итало-французскую маску Пьеро. И соединил её не просто с пантомимой, а с русской маленькой песней – называлась она ариетка. Трагически выражая в этом образе суть того времени: Россия уже скатывалась в бездну революции. Это сострадательное наклонение искусства у Вертинского было всегда. Он сочувствовал маленьким людям. Какой-то игуменье, которая оплакивает любовь свою, нищему клоуну, который пахнет псиной и хоронит свою любимую на кладбище. Эти персонажи у него соседствуют с шикарными дамами, которые садятся в немыслимые ландо, а от них исходит аромат шикарных духов. Всю эту «верхушку жизни» он тоже видел… Но душа его, как душа человека, который был одинок, всегда сострадала людям маленьким.

«ДОМ ВЕЛА МОЯ БАБУШКА»

– Конечно, зрителю всегда интересно, каким был легендарный человек в жизни, за кулисами. Каким Вертинский был дома?

– Папа наслаждался тем, что у него наконец появились дом и семья. Когда папа возвращался с гастролей, был праздник. Готовились пироги – бабушка была потрясающей кулинаркой. В доме витали уникальные запахи. Александр Николаевич всегда говорил: «Моя самая любимая мизансцена – это пижама и халат». Он уставал от гастролей, хотя сам был человек-праздник. Подарки нам – обязательно. Дом полностью вела моя бабушка-сибирячка, с юности привыкшая к суровому укладу жизни. Папа маму звал всегда ласково – Лиличка. Для папы она была божеством. Она родила ему двух дочек. здесь, в России, папа получил квартиру, которой у него никогда не было. А за два года до смерти купил дачу и страшно гордился этим. Говорил, что он помещик, что у него есть земля. То, что он обрёл дом, землю и родину в полном её понимании, – в этом значительная заслуга его Лилички. Его странствия наконец закончились. Папа же сирота. В три года потерял мать, в девять – отца. Воспитывался у тётки, которая была весьма жестока с ним. Его пороли, он спал на сундуках, голодал, скитался. И удивительно, что такая жизнь его не озлобила. Про его сложный путь и рассказываю зрителям в «Эльдаре».

ДОСЬЕ

• Анастасия Вертинская родилась в семье поэта, исполнителя песен и актёра Александра Вертинского, который в 1943-м вернулся из Шанхая в СССР.

• Её мать – Лидия Вертинская (урождённая Циргвава), художница и киноактриса. Она играла птицу Феникс в «Садко» в 1952 г., герцогиню в «Дон Кихоте», 1957 г., Анидаг в «Королевстве кривых зеркал», 1963 г., и в других фильмах.

• Анастасия росла и воспитывалась со старшей сестрой Марианной. Марианна родилась в Шанхае (в трёхмесячном возрасте, как сама шутила, совершив «своё первое путешествие за границу»), Анастасия – в Москве, в гостинице «Метрополь», где семья провела три года, прежде чем получила квартиру на улице Горького, 14.

ОЛЬГА ШАБЛИНСКАЯ