Рамблер
Все новости
В миреФильмы и сериалыФутболНовости МосквыОтдых в РоссииХоккейПолитикаОтдых за границейЕдаОбществоАктерыЛайфхакиПроисшествияКрасотаЛичный опытПсихологияНаука и техникаШоу-бизнесЭкономикаТрендыВоенные новостиКомпанииАналитикаЛичный счетИгрыНедвижимостьДетиФигурное катаниеДом и садЛетние виды спорта
Личные финансы
Женский
Кино
Спорт
Aвто
Развлечения и отдых
Здоровье
Путешествия
Помощь
Полная версия

Актёры Нижегородского театра кукол оживили героев «Пиковой дамы»

Такого спектакля поклонники кукольного театра ещё не видели. Много лет здесь не было премьер для взрослых зрителей – и вот свершилось! Самая мистическая повесть Пушкина на сцене кукольного превратилась в не менее мистический спектакль. Сердце куклы Эффектные декорации, театр теней, отсутствие привычной ширмы и огромные куклы, гордо шествующие по сцене вместе с артистами, исполняющими роли героев, – таким увидели спектакль «Пиковая дама» зрители кукольного. Пятикратный номинант «Золотой маски», художник-постановщик Елена Вершинина предложила нижегородцам совершенно непривычный формат спектакля, главное в котором – куклы, поражающие воображение. Их называют паркетными, потому что вместе с актёром они синхронно ходят по сцене, а он всем телом управляет своей куклой, даря ей свою походку, голос и движения рук. Это окружает происходящее на сцене настоящим мистическим ореолом. Куклы с выбеленными лицами и телами античных статуй живут одной жизнью со своими кукловодами – актёрами, одетыми в чёрные одежды. Для актёров это был совершенно новый опыт. «Я заново учился ходить, дышать, говорить. Всё, что я делаю, я делаю вместе с куклой. Германн двигается плавно, медленно и сдержанно – всё это в его характере. Кукла – тело, а я – её душа», – признался исполнитель роли Германна Дмитрий Марков.И в какой-то момент забываешь, что за куклой есть актёр, и поражаешься тому, как трепетно поднимаются её руки, как грустно склоняет она свою голову, наполненную тяжёлыми думами. Величественна и страшна графиня. С печалью поглядывает она на свой мраморный бюст – какой красавицей она была в 20 лет! И ужасает зрителей тайнами своего гардероба и наголо остриженной головой под париком. Трепет охватывает зрителей, когда бюст вдруг вступает с ней в диалог. Графиню сыграла Софья Черемных, вложившая в каждое слово старухи невероятные по красоте и силе интонации своего голоса, пробирающего до дрожи. А Лизавете Ивановне всю свою нежность и трепетность подарила Мария Фирстова, до мельчайших движений отыгрывая каждый жест и каждый взгляд. При взгляде на эту куклу ощущаешь, как сжимается её сердце от грозных противоречивых приказов старухи и как мечтает она о любви и счастье. Текст Пушкина в спектакле сохранён до единого слова, и это уважение к автору заслуживает отдельной похвалы. Один против трёх Несмотря на мрачность, в спектакле много весёлых моментов. Их основную часть разыгрывает «троица бюстов картёжников», скрывающая актёров Максима Алёшина, Антона Мигунова и Александра Носова. Невероятный скульптурный грим и латексные маски сделали из них фантасмагорических героев, чья партия в карты завораживает. А для Евгения Храмова спектакль стал настоящим бенефисом, позволившим зрителям раскрыть все грани таланта этого потрясающего актёра. Он один в этом спектакле не скрывается за образом куклы. Напротив, в щегольском сюртуке, парике с буклями, в белоснежных чулках и изящных туфлях он, словно злой гений, царит на сцене, мановением руки изменяя ход событий. Его Некто из угодливого слуги превращается то в камердинера, то в прожжённого игрока Челклинского, который ласково объявляет потрясённому Германну: «Дама ваша убита!». Невероятно пластичный, вкрадчивый и дьявольски обаятельный герой Храмова – это и автор, и рассказчик, и перст судьбы. Симфония звуков Ещё один герой спектакля – звук. Режиссёр-постановщик «Пиковой дамы», четырёхкратный номинант «Золотой маски» Константин Балакин отметил, что к музыке Роберта Шумана в его постановке добавляются шорохи и стуки, прописанные в повести самим Пушкиным. «В тексте «Пиковой дамы» очень много звукописи. Наш спектакль можно назвать аутентичным, потому что его звуковая партитура состоит из шумов. Стук опускаемой подножки, шарканье туфлями, скрип двери – всё это есть в тексте Пушкина. А актёры воссоздают это на сцене», – объяснил Балакин. Он также добавил, что повесть Пушкина очень драматургична, и многое скрыто не в том, что говорят персонажи, а в том, что говорит автор. «Гениальный текст Пушкина рождает неохватный круг ассоциаций. Здесь за каждой строчкой спрятаны ускользающие образы, а за внешним сюжетом скрываются подмигивания из мира невидимого», – добавил режиссёр. И действительно, спектакль наполнен этими ускользающими образами, оттенёнными то светом погребальных свечей, то отблесками роскошной сверкающей люстры. Она, как знаменитый маятник Эдгара По, безжалостно приближается к Германну, а может, и ко всем нам. В чём истинный смыл этих символов, решат сами зрители этого удивительного спектакля. 12+