Актёры Нижегородского театра кукол оживили героев «Пиковой дамы»
Такого спектакля поклонники кукольного театра ещё не видели. Много лет здесь не было премьер для взрослых зрителей – и вот свершилось! Самая мистическая повесть Пушкина на сцене кукольного превратилась в не менее мистический спектакль. Сердце куклы Эффектные декорации, театр теней, отсутствие привычной ширмы и огромные куклы, гордо шествующие по сцене вместе с артистами, исполняющими роли героев, – таким увидели спектакль «Пиковая дама» зрители кукольного. Пятикратный номинант «Золотой маски», художник-постановщик Елена Вершинина предложила нижегородцам совершенно непривычный формат спектакля, главное в котором – куклы, поражающие воображение. Их называют паркетными, потому что вместе с актёром они синхронно ходят по сцене, а он всем телом управляет своей куклой, даря ей свою походку, голос и движения рук. Это окружает происходящее на сцене настоящим мистическим ореолом. Куклы с выбеленными лицами и телами античных статуй живут одной жизнью со своими кукловодами – актёрами, одетыми в чёрные одежды. Для актёров это был совершенно новый опыт. «Я заново учился ходить, дышать, говорить. Всё, что я делаю, я делаю вместе с куклой. Германн двигается плавно, медленно и сдержанно – всё это в его характере. Кукла – тело, а я – её душа», – признался исполнитель роли Германна Дмитрий Марков.И в какой-то момент забываешь, что за куклой есть актёр, и поражаешься тому, как трепетно поднимаются её руки, как грустно склоняет она свою голову, наполненную тяжёлыми думами. Величественна и страшна графиня. С печалью поглядывает она на свой мраморный бюст – какой красавицей она была в 20 лет! И ужасает зрителей тайнами своего гардероба и наголо остриженной головой под париком. Трепет охватывает зрителей, когда бюст вдруг вступает с ней в диалог. Графиню сыграла Софья Черемных, вложившая в каждое слово старухи невероятные по красоте и силе интонации своего голоса, пробирающего до дрожи. А Лизавете Ивановне всю свою нежность и трепетность подарила Мария Фирстова, до мельчайших движений отыгрывая каждый жест и каждый взгляд. При взгляде на эту куклу ощущаешь, как сжимается её сердце от грозных противоречивых приказов старухи и как мечтает она о любви и счастье. Текст Пушкина в спектакле сохранён до единого слова, и это уважение к автору заслуживает отдельной похвалы. Один против трёх Несмотря на мрачность, в спектакле много весёлых моментов. Их основную часть разыгрывает «троица бюстов картёжников», скрывающая актёров Максима Алёшина, Антона Мигунова и Александра Носова. Невероятный скульптурный грим и латексные маски сделали из них фантасмагорических героев, чья партия в карты завораживает. А для Евгения Храмова спектакль стал настоящим бенефисом, позволившим зрителям раскрыть все грани таланта этого потрясающего актёра. Он один в этом спектакле не скрывается за образом куклы. Напротив, в щегольском сюртуке, парике с буклями, в белоснежных чулках и изящных туфлях он, словно злой гений, царит на сцене, мановением руки изменяя ход событий. Его Некто из угодливого слуги превращается то в камердинера, то в прожжённого игрока Челклинского, который ласково объявляет потрясённому Германну: «Дама ваша убита!». Невероятно пластичный, вкрадчивый и дьявольски обаятельный герой Храмова – это и автор, и рассказчик, и перст судьбы. Симфония звуков Ещё один герой спектакля – звук. Режиссёр-постановщик «Пиковой дамы», четырёхкратный номинант «Золотой маски» Константин Балакин отметил, что к музыке Роберта Шумана в его постановке добавляются шорохи и стуки, прописанные в повести самим Пушкиным. «В тексте «Пиковой дамы» очень много звукописи. Наш спектакль можно назвать аутентичным, потому что его звуковая партитура состоит из шумов. Стук опускаемой подножки, шарканье туфлями, скрип двери – всё это есть в тексте Пушкина. А актёры воссоздают это на сцене», – объяснил Балакин. Он также добавил, что повесть Пушкина очень драматургична, и многое скрыто не в том, что говорят персонажи, а в том, что говорит автор. «Гениальный текст Пушкина рождает неохватный круг ассоциаций. Здесь за каждой строчкой спрятаны ускользающие образы, а за внешним сюжетом скрываются подмигивания из мира невидимого», – добавил режиссёр. И действительно, спектакль наполнен этими ускользающими образами, оттенёнными то светом погребальных свечей, то отблесками роскошной сверкающей люстры. Она, как знаменитый маятник Эдгара По, безжалостно приближается к Германну, а может, и ко всем нам. В чём истинный смыл этих символов, решат сами зрители этого удивительного спектакля. 12+