Суперзвезда мировой оперы Витторио Григоло дал единственный концерт в Москве
Итальянец Витторио Григоло прибыл с визитом в российскую столицу по приглашению Московской филармонии. Давно в Россию не приезжали европейские гастролеры такого высокого профессионального уровня и мировой востребованности. Концерт в зале имени П. И. Чайковского, в котором к звездному гостю присоединились его соотечественники - сопрано Анастасия Бартоли и дирижер Марко Боэми, прошел с восторженным аншлагом.
Надо заметить, что и появление на афише имени Бартоли тоже вызвало у меломанов и не только серьезный переполох: возникла мысль, что певица имеет отношение ко всемирно знаменитой Чечилии Бартоли. И верно она не лишена мощной родственной поддержки, но со стороны другой Чечилии - Газдиа, некогда выдающейся сопрано, а сегодня одной из самых влиятельных фигур оперного бизнеса - руководителя фестиваля "Арена ди Верона". Анастасия - дочь Чечилии.
В Москву дочь приехала вместе с мамой. Считалась, что Чечилия Газдиа прибыла в Москву с неофициальным визитом. Но времени даром она не теряла - побывала в Центре оперного пения Галины Вишневской и дала мастер-класс для артистов Молодежной оперной программы Большого театра. При этом оказалось, что имя ее дочери интригует куда больше, нежели ее пение.
Анастасия вышла в черном платье в готическом стиле с эффектным декольте и репертуаром для Primadonna Assoluta - Леди Макбет, Тоска и Джоконда. Но харизма и сопрано певицы не обладают запоминающимися ни лирическими, ни драматическими красками, а вокальная техника практически и вовсе отсутствует - голос большой, но не выравненный и звучит очень резко. Очевидно, не будь у нее столь солидного содействия, ее карьера была бы тождественна ее способностям и умениям.
Впрочем, Россия уже давно привыкла к выступлениям звезд "с нагрузкой". В этом контексте вспоминается, например, также филармонический концерт великолепной певицы Сони Йончевой в ноябре 2019 года, когда звездная сопрано захотела дать концерт вместе с любимым братом Марином, чье высшее вокальное достижение - пение в хоре… Удивительно, что принимающая сторона так легко соглашается на условия гостей и их агента, притом, что не секрет: гонорары знаменитостей у нас выплачиваются по самым высоким коммерческим ставкам.
Фото: Предоставлено Московской филармонией
Но Витторио Григоло полностью оправдал статус мегазвезды и феноменального таланта, который, как всякое неординарное явление, и восхищает, и озадачивает. Его обаяние сокрушительной силы, а голос - умопомрачительной красоты. Именно такие певцы оживляют самые яркие мифы об итальянской опере. Однако остается впечатление, что сам певец не до конца доверяет своей абсолютной музыкальности и яркому, очень полетному тенору.
Концерт начался с хитовой песенки Герцога из оперы "Риголетто", и на знаменитом вступлении из кулис с распахнутыми объятиями появляется главный герой вечера: принимает богатую порцию приветственных аплодисментов от публики и… не вступает в прописанном композитором месте. Пауза искусственно затягивается: певец продолжает раскланиваться и посылать щедрые горсти воздушных поцелуев, бегая по сцене с фланга на фланг. В ответ зал заполняется дальнейшими аплодисментами. Пауза длится долго, ария Верди возобновляется, когда о ней все уже практически забыли, подумав, что тенор придумал специальный приветственный номер на шлягерный мотив.
И нечто подобное сопровождало почти каждый выход певца, а порой даже возникали вербальные комментарии и прочие заигрывания с аудиторией, будь это романс Неморино из "Любовного напитка" Доницетти или ария Рудольфа из "Богемы" Пуччини. Еще чуть-чуть, и из-за недостатка чувства меры и вкуса происходящее грозило превратиться в пародию. Но фантастический голос певца оказался надежным оперным якорем.
И в запредельно трагичных соло - Каварадосси из "Тоски" Пуччини и Канио из "Паяцев" Леонкавалло Григоло избежал заигрывания с публикой и достиг пробирающей до мурашек эмоциональной силы, хотя и тут не обошелся без падения на колено и снятия пиджака, под которым футболка с коротким рукавом только подчеркивала облагороженные фитнесом бицепсы и трицепсы певца. Но если заглянуть в его глаза, то становилось понятно, что все эти сценические приемы - звездная пыль, скрывающая ранимую человеческую душу. Но так или иначе, очевидно, что сегодня Витторио Григоло, как никто другой в опере, способен довести публику до экстатического исступления, и в финале концерта она уже была готова аплодировать кому и за что угодно.
Кстати
В 2019 году вслед за Пласидо Доминго Витторио Григоло был обвинен в харассменте, из-за чего от него отвернулась большая опера. Правда, недолго - большинство европейских театров быстро дезавуировали табу. До сих пор непреклонными в этом вопросе остаются лишь Англия и США, что, конечно, не доставляет радости певцу, но, очевидно, дает возможность большей свободы, чем у его именитых коллег, в выборе прочих гастрольных маршрутов. И уже в январе следующего года есть некоторый шанс, если всегда непростые в подобных случаях переговоры все же завершатся подписанием контракта, увидеть по-настоящему звездного тенора в "Травиате" на сцене Большого театра.
Прямая речь
Сегодня, ссылаясь на разного рода призрачные опасения, Витторио Григоло уклоняется от интервью. Но когда он приезжал в Москву на вручение премии BraVo, у нас состоялся небезынтересный разговор вполне в доверительном ключе. Вот пара важных цитат из той беседы.
"Я свободен. Я делаю все, что я хочу. Я не боюсь ничего. Но я понимаю, что смелость приходит от страха. И герои, они тоже рождаются из страха. Уверен, и Давид боялся Голиафа…
Я не хочу быть птичкой, запертой в клетке. Хотя во внешнем мире ты можешь и не найти гармонии, но обрести мир внутри себя ты обязан. Я начал развиваться, когда стал лучше понимать себя самого. Думаю, сейчас я на пороге своего лучшего возраста. И только, может быть, мне надо попрощаться с несколькими лишними килограммами…
Для меня успех сейчас измеряется тем, скольких людей я могу сделать счастливыми. Для меня в этом понятии нет ничего материального теперь. Потому что быть известным, это не то, что тебе принадлежит, это то, что тебе дано. Поэтому сегодня в обществе очень много известных людей без всякого таланта. Как например, большинство блогеров. У какого-нибудь 16-летнего блогера может быть 1,5 миллиона подписчиков, а у меня всего 50 тысяч. Но попроси его в течение 25 лет петь, обладая голосом, и сводить с ума мир, он ничего не сможет…
Я всегда говорю молодым людям: "Стремитесь к тем достижениям, которые требуют много труда, ума и пота. К тем вещам, которые у вас никто никогда не заберет"… Если я когда-нибудь приеду в Италию, пойду по городу, а меня никто не узнает, я не расстроюсь, не впаду в депрессию, потому что у меня есть мой талант. И, может, когда-нибудь я отойду от пения и займусь, например, живописью, скульптурой или стану дирижером, или начну снимать кино, я все равно буду победителем. Я все равно буду Витторио".