В Кыргызстане показали моноспектакль об Эдуарде Асадове

Это, пожалуй, один из немногих поэтов, чьи стихи сегодня звучат на самых разных молодежных площадках в социальных сетях. Его поют, под него танцуют, снимают ролики и пишут картины. Награжденный медалями "За победу над Германией", "За оборону Ленинграда", "За оборону Севастополя" и многими другими боевыми знаками отличия, Эдуард Асадов писал удивительно добрые, наполненные светом и любовью стихи. Даже потеряв зрение, он продолжал видеть сердцем и именно ему - поэту, а также истории его жизни, подвига и любви посвящен моноспектакль Владимира Глазунова - российского телеведущего, продюсера, режиссера и актера. С ним актер и приехал в Бишкек.

В Кыргызстане показали моноспектакль об Эдуарде Асадове
© Российская Газета

Заглянул Владимир и в Центрально-Азиатское представительство "Российской газеты", где и рассказал о своей любви к Асадову, первом неудачном знакомстве с Бишкеком и встречах с Чынгызом Айтматовым.

Владимир Глазунов: Будет проще, наверное, меня представить как телеведущего программы "Рожденные в СССР". Кстати, я был хорошо знаком с Чынгызом Айтматовым, он не единожды был гостем нашей программы. Мы с ним много говорили на разные темы, в основном философские, но никогда - на политические, обходя острые вопросы.

- Каким вы увидели Айтматова?

Владимир Глазунов: Человеком открытым, неспешным, рассудительным, вовлекающим в свое пространство. Философом. Не буду повторять избитые характеристики, но, действительно, Чынгыз Торекулович - личность величайшего масштаба.

- Владимир, вы ведь уже второй раз приезжаете в Кыргызстан?

Владимир Глазунов: Вообще-то в третий. Впервые я побывал в Бишкеке лет, наверное, 10 назад, если не больше. Тогда я работал в программе "Здоровье" Елены Малышевой, и мы снимали сюжет о наркологической клинике Женишбека Назаралиева. За один день мы должны были отснять чуть ли не все этапы лечебного процесса, поэтому особо разглядывать город времени не было. Но тот район, где находилась клиника, привел меня в ужас - грязные трущобы, серость. В общем, впечатление было не ахти.

Приехав в Бишкек в прошлом году со спектаклем "Письмо Деду Морозу", я получил, конечно же, уже совершенно другие впечатления. Ну а в этот свой приезд, когда я погулял по городу, съездил в горы, на Иссык-Куль, могу сказать совершенно однозначно: очарован Бишкеком и Кыргызстаном. И дело не только в природе, конечно. Главное - это искренность, человеческое тепло, доверие, с которым нас встречали кыргызстанцы.

- Расскажите, с чем вы приехали в Бишкек на этот раз.

Владимир Глазунов: Привез в Бишкек свой новый поэтический проект, моноспектакль "Асадов - слепой поэт, который видел сердцем". Он поставлен к 100-летию Эдуарда Аркадьевича. Родился он 7 сентября, кстати, буквально рядышком с вами - в Туркменистане.

С творчеством Асадова я был знаком давно, но не был его фанатом. Но поскольку натура у меня такая - располагает читать душещипательные, сентиментальные, добрые стихи, пройти мимо все же не смог. Асадов как раз из такой вот категории - открытый, добрый, простой, понятный любому человеку поэт. А когда я узнал, насколько глубока и интересна его биография, мне показалось, что по ее мотивам можно снять большой полнометражный фильм или даже сериал. И уж грех не поставить спектакль человеку, который занимается современной поэзией.

- Стихами Асадова, действительно, сейчас буквально завалены соцсети. Как говорится, они звучат чуть ли не из каждого утюга.

Владимир Глазунов: Все верно! При этом не все знают, что это именно его стихи. На самом деле Эдуард Асадов - абсолютно современный поэт. И смыслы, вложенные в его стихи, - они вне времени. А ведь и в советскую пору он был просто невероятно популярен! Даже с учетом того, что тираж его книг был порядка трех миллионов, их было не достать. Асадов был шестидесятником, творил вместе с фаворитами того времени - Евтушенко, Вознесенским, Ахмадуллиной, Рождественским. Но у них была совсем другая история. Это была элитарная слава, они были осыпаны почестями со стороны властей. А Эдуард Аркадьевич был народным поэтом.

- Что именно зацепило вас в его биографии, что вы решились на моноспектакль?

Владимир Глазунов: После ранения в битве под Севастополем Эдуарду проводят 12 сложнейших операций практически без наркоза. Он чудом остается жив, но зрение сохранить не удалось. Парню 22 года. И все свои шедевральные стихи он творит уже, будучи совершенно незрячим человеком. Причем стихи эти - кинематографические. Я как режиссер по образованию чувствую, вижу, что по ним можно делать раскадровку, снимать полноценные фильмы.

Слепой Асадов описывает мельчайшие детали. Но, конечно, лучше всего он видит души, углубляется в суть человеческого характера. Это не может не поражать. Не менее интересна история его взаимоотношений с коллегами по цеху, которые его не признавали и чаще всего ревновали к славе. Особенно Евтушенко, который просто презирал Асадова и тех девочек, которых его боготворили. Евтушенко откровенно писал об этом в газетах, и об этом мы тоже говорим в спектакле.

Тяжелыми были история первого брака поэта, расставание с сыном, неприятие веры. По стихам кажется, что Асадов - духовный человек, но когда вникаешь в его внутренние споры и противоречия с Богом, то понимаешь, что, в общем-то, он так и не нашел своего проводника в тот мир. А из этого ушел неверующим. Об этом мы тоже говорим. И еще - о распаде Советского Союза, о том, как тяжело он это все воспринимал, но так и не принял.

- Он настолько любил СССР?

Владимир Глазунов: Журналисты часто его спрашивали об отношении к СССР. Он все время отвечал: "У меня миллион претензий к советской власти, но к Советскому Союзу я отношусь прекрасно, более того, я продолжаю в нем жить и сегодня. У меня нет разделения на эти вот придуманные нами границы". И если бы он был жив сегодня, а прошло всего лишь чуть меньше 20 лет с его ухода, он все-равно бы воспринимал Кыргызстан как часть Советского Союза. Как, впрочем, и Туркменистан - свою Родину - или Армению - родину своих предков.

Кстати, мало кто знает, что Асадов был армянином. Фамилия его отца - Асадьянц. И у него, кстати, тоже была тяжелая судьба. Отца не стало, когда Эдуарду было всего лишь шесть лет, но именно он научил его видеть образами, рисовать, описывать их. Поэтому и спектакль строится как диалог с отцом.

Вот так, за полтора часа, зрители узнают практически обо всей жизни Асадова - от рождения и до ухода. Конечно же, мы рассказываем и о его главной любви - Галине Разумовской. Их роман начался, по сути, с издевки Асадова в ее адрес. Она собиралась на гастроли в Ташкент и попросила Асадова дать несколько стихов для выступлений. Он, молодой, тогда, еще "нечитанный" поэт, конечно, загорелся и отправил ей свою подборку. Но когда она уезжала, он спросил, с какой программой она едет. "Женщина-поэтесса в борьбе за мир", - ответила ему Галина. На что он съязвил, что впервые слышит, чтобы за мир боролись по половому признаку.

Встретившись позже, они больше не расставались 37 долгих лет. И, как писал Эдуард Аркадьевич в своих дневниках, рядом с этой женщиной он не чувствовал себя незрячим. Их любовь, их отношения - один из главных лейтмотивов спектакля.

- Как вам бишкекская публика?

Владимир Глазунов: Я был поражен еще в прошлом году, когда мы выступали в библиотеке имени Ленина (Национальная библиотека Кыргызской Республики имени А. Осмонова. - Прим. ред.). Огромный зал, и, честно говоря, думал, что мы его ни за что не заполним. Но люди пришли, очень много людей! Это особенно радует, ведь вы сами прекрасно знаете, как сейчас все развивается в иную, скажем так, сторону, как пытаются вставить палки в колеса тем, кто приезжает с русским словом. Так что я был приятно удивлен и понимал, как ценны эти два - два с половиной часа, которые жители Бишкека провели со мной, как дорого их внимание.

Думаю, что зрители и от нового спектакля получили массу положительных эмоций. Многие побывали на постановке, выполненной в жанре моноспектакля, впервые. А я дал себе обещание, что вернусь сюда обязательно. И покажу новую работу!