Войти в почту

«Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами»

Сосновый бор, лучи заходящего солнца, занавес... И вот она – усадьба Войницких: деревья превращаются в доски, самовар, рубанок и балетные пачки с кирзовыми сапогами…

«Дядя Ваня» в МХТ им. Чехова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами»
© Мир24

К 125-летию в МХТ им. Чехова Денис Азаров поставил пьесу А.П. Чехова «Дядя Ваня». Впервые она была сыграна здесь в 1899 году, режиссерами тогда выступили К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко.

Очевидна современная интерпретация пьесы, но по сравнению со «Снегурочкой» в Театре на Таганке, где Островский – это бассейн, шашлыки и жажда любви, в МХТ им. Чехова она не настолько эксцентрична.

Зато актерский состав можно назвать как раз экспериментальным. Роль профессора Серебрякова досталась Авангарду Леонтьеву, Елены Андреевны – Светлане Колпаковой, доктора Астрова – Павлу Чинареву, но самый удивительный выбор – собственно дядя Ваня – Сергей Епишев. И дело тут не в том, какие образы создадут артисты, они мэтры и, безусловно, со своими задачами справляются. Однако это явно рушит все стереотипы и наши представления о чеховских персонажах. Впрочем, тем интереснее…

«Дядя Ваня» – история про одиночество. Глубокое, глобальное, ментальное одиночество. Во всех пьесах Чехова, и в «Дяде Ване» особенно, люди говорят не то, что они хотят сказать, любят не тех, кого они хотели бы любить, живут не там, где мечтают, занимаются не тем делом, которым бы они хотели заниматься. Казалось бы, можно все изменить, например, просто взять билет и уехать в другой город, но страх перемен обездвиживает. Безысходность по всем показателям. Тем не менее мы постараемся отнестись к страданиям персонажей с иронией и сделать эту историю смешно и забавно. Хотя, конечно, всех будет жаль, потому что мне лично, как режиссеру, их очень, очень жаль», – отметил режиссер Денис Азаров.

И, действительно, сцены из деревенской жизни буквально пронизаны одиночеством. У каждого персонажа своя драма, как и в жизни – люди могут и в толпе быть одиноки. Может от того, что ни в одной школе ни в какие времена не учат любить?

Интересная роль отведена прислуге, которая ходит в балетных пачках и кирзовых сапогах и исполняет танцевальные па. Они устраивают домашний театр, потому что хозяйка Мария Васильевна ставит с ними балет. И тут-то как раз все совсем иначе. Именно этот класс людей умудряется любить и полноценно жить – они ходят на свидания, встречают рассветы и спят на сеновалах – романтика…

Художник Николай Симонов придумал засыпать пол опилками. Но смягчит ли это неотесанность героев и всего происходящего? Они мягче пола, да больно в кожу вонзаются. И вот в этой метафоре, пожалуй, вся суть постановки. Строя дом, важно сто раз отмерить, прежде чем взяться за рубанок и молоток. В жизни тоже хорошо бы сначала как следует подумать, прежде чем что-то сделать, но гнилая изба рухнет быстрее, поэтому так важно, что там у каждого из нас внутри.

Красной нитью проходит здесь и тема экологии. Доктор Астров счастлив от посадки березок и больно переживает истребление лесов. И, конечно, не обошлось без трагической любви. Здесь кто-то в кого-то обязательно влюблен, но беда в том, что устроенности в личной жизни нет, потому что каждый любит не того. И недаром в память вонзаются слова: «Когда нет настоящей жизни, проживу миражами». Но что такое настоящая жизнь и к чему приводит жизнь в миражах? Вот это, пожалуй, главный вопрос, с которым уходишь из зала.