Театр-душа. Олег Ефремов.
Олег Николаевич Ефремов был одним из ведущих театральных режиссёров своего времени. Он выступал художественным руководителем театра "Современник" до 1970 года. С 1970 года возглавлял МХАТ СССР имени Горького, а когда в 1987 году тот "распался", стал во главе МХТ имени Чехова. Молодого артиста по окончании школы-студии МХАТ в легендарный театр не взяли, и на тот момент он переживал неудачу как катастрофу. Но жизнь обернулась так, что через какое-то время Ефремов пришел туда уже не просто как артист, а как руководитель. Но при всей административной и режиссерской нагрузке Олег Ефремов всегда оставался и актёром. После "провала" во МХАТ Олег Николаевич поступил (был приглашен) в Центральный детский театр, который сегодня стал Российским академическим молодёжным театром. На этой сцене он прослужил восемь лет. Как раз в те годы детский театр, причисляемый к "коллективам второго ряда", стал одним из самых интересных и популярных театров Москвы. Думается, к этому напрямую причастен Ефремов, сыгравший около 20 запомнившихся публике ролей как актер и в 1955 году дебютировавший как режиссёр. Он поставил на этих подмостках музыкальную комедию Вадима Коростылёва и Михаила Львовского "Димка-невидимка". В ЦДТ Олег Ефремов работал под началом Анатолия Эфроса. Режиссер, заслуживший славу реформатора театра, впоследствии отмечал, что Ефремов вечно спорил с ним насчет постановочных решений, и эти споры затягивались на часы, а то и на целые дни. Но в этих спорах рождалась истина – по крайней мере, интересные публике спектакли. Более полувека Олег Ефремов преподавал мастерство актёра в Школе-студии МХАТ. Он был обладателем подлинного мастерства актёра. На театральной сцене Олег Николаевич создал запоминающиеся образы современников в пьесах Виктора Розова, Александра Володина и Александра Гельмана. Во МХАТе он сыграл Астрова в пьесе Чехова "Дядя Ваня" и Мольера в "Кабале святош" Михаила Булгакова. И. конечно, нельзя забывать о кино. На экране Ефремов прославился в ролях полковника Гуляева в картине "Батальоны просят огня", таксиста Саши в ленте "Три тополя на Плющихе", следователя Подберёзовикова в грустной комедии "Берегись автомобиля" и Айболита в детском фильме "Айболит-66". Олег Ефремов в фильме "Три тополя на Плющихе". Фото: 1tv.ru Постоянный автор "Литературной газеты" Александр Кондрашов к нынешнему юбилею Олега Ефремова написал о нем статью "Народный герой", где есть такие слова: "Олег Ефремов, как Шукшин и Высоцкий, был больше чем актёр. Как Станиславский, больше чем режиссёр. Он был даже больше себя самого: театрального строителя, киноактёра, профессора Школы-студии МХАТ и общественного деятеля". Определение "театр-душа" тоже принадлежит Кондрашову. Он писал о том, что благодаря уникальной "системе Станиславского", школе проживания роли в нашей стране сложился "непревзойдённый театр-храм! Театр-студия, театр-душа. В лучшие ефремовские годы (особенно в 60–70-е) театры были центрами общественной и духовной жизни. В 90-е душа стала покидать театр, и это стало его трагедией". Кстати, многие коллеги считали, что Олег Николаевич дополнил "систему Станиславского" собственной "системой Ефремова": учил артистов играть не конкретную роль, а весь спектакль. В 1964 году театральный критик Павел Марков составил такой портрет Ефремова-режиссёра: "Он задумывается над тем, как создать театр-организм, который служил бы не выражением личности режиссёра, а объединял широкие, преимущественно молодые артистические и литературные силы, над тем, как найти внутренне оправданный и свежий сценический приём, подобно тому как находил в своё время МХАТ, но уже с учётом его последующих достижений... Спектакли Ефремова точны по мысли, он не боится ярких сатирических красок, но в своей основе глубоко лиричен. Я думаю, что лиризм, порою очень затаённый, но всегда трепетный, — основа режиссёрской индивидуальности Ефремова. У Ефремова пронзительный, порою иронический и ядовитый ум, яростно восстающий против всяческих штампов — прежде всего против всякого закостенения в родном ему МХАТ. Он прирождённый экспериментатор". Таким образом, признается как неоспоримое, что Ефремов внес в современный театр большой новаторский вклад. "Ревизор.ru" часто обращался к жизни и творчеству Олега Ефремова. Весной 2019 года на портале вышло интервью с писателем Еленой Черниковой, которая в то время работала над книгой "Олег Ефремов – человек-театр". Согласно аргументированному мнению Елены Вячеславовны, театр для Олега Николаевича значил неизмеримо больше, чем любой другой род искусства: "Главная его любовь – сцена. В кино он, скорее, отдыхал. Для него, артиста высшего уровня, сыграть в кино, на отточенном мастерстве – это как отпуск, радостное развлечение. Кстати, я пересмотрела почти все фильмы с его участием, и огромная глава в моей книге – о том, как женщина, его современница, смотрит советское кино сегодняшними глазами". Сцена из спектакля "Вечно живые" ("Современник", 60-е годы). Фото: Сайт Московского театра "Современник". В 2020-м году издание ЖЗЛ об Олеге Ефремове, написанное Еленой Черниковой, вышло. "Ревизор.ru" представлял своим читателям эту книгу. Но об Олеге Николаевиче Ефремове можно говорить бесконечно. Кажется, что само время пишет о нем книгу, для которой не имеет значение физическая жизнь человека искусства. В молодости Ефремов сыграл Бориса Бороздина в постановке по пьесе В. Розова "Вечно живые", которую сам же и осуществил. Считается, что именно этим спектаклем театр "Современник" заявил о себе. Через многие годы название спектакля обрело новый смысл, напрямую относящийся к Олегу Ефремову.