Озвучивала индийское кино, пекла торты на продажу и сорвала связки в рок-группе: тайны жизни Ирины Аллегровой
Образ роковой блондинки в роскошном платье, которое даже в солидном возрасте выгодно подчеркивает осиную талию и стройные ножки, неизменная пышная копна волос, зычный голос с томной хрипотцой и, конечно, песни про младшего лейтенанта и кабриолет – фирменный стиль Ирины Аллегровой узнаваем и любим в каждом уголке России. В народе ее давно окрестили Императрицей, и она носит этот почетный «титул» с гордостью и неизменным изяществом. Кажется, в репертуаре Аллегровой есть песни на все случаи жизни, и редкий вечер в караоке обходится без них.
Нынешний образ певицы настолько прикрепился к ней, что сейчас мало кто помнит, какой она была в начале карьеры. Аллегрова долго искала себя: была участницей оркестра Леонида Утесова, затем пела в группе «Электроклуб» вместе с Игорем Тальковым, а одно время и вовсе забросила выступления и зарабатывала на жизнь выпеканием сладостей. О том, как артистка сменила бунтарские косухи на откровенные платья, откуда в ее голосе взялась фирменная хрипотца и в чем секрет ее многолетней вражды с Аллой Пугачевой – читайте в нашем материале.
Училась у Магомаева и озвучивала индийское кино
Будущая Императрица российской эстрады появилась на свет 20 января 1952 года в Ростове-на-Дону. Аллегрова родилась в российско-армянской семье: ее отец, Александр Григорьевич Саркисов, в молодости сменил фамилию на Аллегров. Мужчина придумал ее сам, взяв за основу музыкальный термин allegro, что в переводе с итальянского означает «весело, бодро». Такой творческий подход он применял во всем – по профессии Аллегров был актером и театральным режиссером, носил звание заслуженного артиста Азербайджанской ССР и РСФСР. Мать Ирины, Серафима Михайловна (в девичестве Сосновская), также была актрисой и певицей, великолепно владела оперным вокалом.
До девяти лет Ирина с родителями жила в Ростове-на-Дону, а в 1961 году семья переехала в Баку. Там Александр с женой устроились на работу в Бакинский театр музыкальной комедии. С той поры дома у Аллегровых стали часто бывать именитые певцы и музыканты: среди гостей были Муслим Магомаев, Мстислав Ростропович, Галина Вишневская, Арам Хачатурян, Татьяна Шмыга и другие знаменитости. Кстати, как впоследствии рассказывала Ирина Аллегрова, именно Магомаев был ее первым педагогом по вокалу.
Ира с малых лет живо интересовалась всем, что связано с музыкой. Приехав в Баку и окончив там второй класс общеобразовательной школы, она тут же поступила в Центральную музыкальную школу при Бакинской консерватории. Туда ее приняли сразу в третий класс: девочка покорила педагогов, блестяще исполнив Баха. На выпускном экзамене Аллегрова исполнила Второй концерт Рахманинова и получила диплом пианиста-концертмейстера.
При этом круг интересов школьницы не ограничивался лишь музыкой: она также успевала посещать балетную школу, рисовала эскизы модных нарядов и участвовала в певческих конкурсах. Впервые Аллегрова заявила о себе как вокалистка, заняв почетное второе место на Закавказском джазовом фестивале в Баку. Юная певица исполнила сложную джазовую композицию и заслужила высокие оценки жюри.
В 1969 году сразу после окончания школы Ирина собиралась поступать в Бакинскую консерваторию, но болезнь нарушила ее планы – девушка пропустила вступительные экзамены. Однако в этом же году ей выпал счастливый билет: Аллегрову с ее звонким эстрадным голосом заметили организаторы фестиваля индийского кино и пригласили озвучивать звезд Болливуда. Чуть позже певица отправилась на свои первые гастроли вместе с театром песни Рашида Бейбутова, а еще через год ее приняли в Ереванский оркестр.
Работа пекарем, домогательства в варьете и первый хит
Первая половина 70-х стала для Аллегровой временем творческих исканий: она сменила несколько музыкальных коллективов, много гастролировала. В 1975 году певица приехала в Москву и подала документы в ГИТИС, но не прошла по конкурсу. Зато в оркестре Леонида Утесова ее приняли с распростертыми объятиями. Спустя какое-то время Аллегрова стала солисткой ансамбля «Вдохновение». Однако девушка нигде не чувствовала себя на своем месте, поэтому ни в одном коллективе не задерживалась надолго.
Кроме того, Ирина не упускала случая поучаствовать в музыкальных конкурсах. Так, в 1978 году она стала лауреатом второго всесоюзного конкурса песни «Сочи-78» вместе с ансамблем «Молодые голоса». Позднее коллектив распался на две группы, одной из которых стал ВИА «Факел». В нем Аллегрова проработала три года. Кстати, в этом же коллективе пианистом-аккомпаниатором был молодой и тогда еще никому не известный исполнитель Игорь Крутой. Они с Ириной до сих пор поддерживают теплые дружеские отношения.
В 1982 году Аллегрова неожиданно оборвала все связи с музыкой. Но беспокоиться о заработке долго не пришлось: Ирина вспомнила о своем втором главном увлечении – кулинарии. Она с детства прекрасно готовила: Серафима Михайловна передала дочери секреты многих рецептов. В итоге девушка занялась выпечкой сладостей на дому, и, надо сказать, это приносило ей неплохой доход.
Творческий застой длился почти год. Но в конце концов Аллегрова поняла: ей не жить без сцены. Ирина вновь отправилась покорять столицу. Сперва она поехала в гастрольный тур вместе с музыкальным театром Маргариты Тереховой, а чуть позже получила роль в мюзикле «Сестра Керри» по роману Теодора Драйзера на музыку Раймонда Паулса.
Был в жизни Аллегровой и эпизод, который многие певицы сочли бы для себя позорным: почти год она работала певицей в варьете, развлекая посетителей ресторанов «Арбат» и «Звездное небо»в гостинице «Националь». Но и там Ирина долго не продержалась в силу своей принципиальности. Привлекательной девушке не раз поступали грязные предложения от подвыпивших клиентов, которые хотели уединиться с ней в приватной обстановке. Но Аллегрова не собиралась таким образом добывать себе ни деньги, ни славу. «Любовь – это одно, горизонтальное положение – другое», – мудро говорила певица.
В 1984 году Аллегрова познакомилась с молодым продюсером Владимиром Дубовицким. Эта встреча оказалась для нее судьбоносной. И не только потому, что Дубовицкий в скором времени стал ее мужем, но и потому, что именно он привел ее на прослушивание к прославленному композитору Оскару Фельцману – автору популярной песни «Ландыш». Аллегрова покорила Фельцмана своим звонким, будто искрящимся радостью голосом, и он написал для нее песню, с которой артистка выступила на фестивале «Песня года-85». Композиция под названием «Голос ребенка» очень подходила Аллегровой, публика тут же обратила внимание на яркую молодую исполнительницу.
В том же 1985 году Аллегрова стала солисткой ансамбля «Огни Москвы» и начала работать под непосредственным руководством Фельцмана. Вскоре она уже держала в руках свой первый диск, на котором, помимо композиций в исполнении ансамбля, были и ее сольные песни («Песочные часы», «Я – любовь» и «Голос ребенка»).
«Электроклуб», сорванные связки и сексуальная революция «Угонщицы»
Через некоторое время уже пожилого Фельцмана на посту руководителя «Огней Москвы» сменил Давид Тухманов. Он вдохнул в ансамбль новую жизнь, сделав его более современным, молодежным. Изменилось все – от образов участников и репертуара до названия. Так появилась рок-группа «Электроклуб». Вместе с Аллегровой ее солистами были Раиса Саед-Шах и Игорь Тальков. Коллектив дебютировал на фестивале «Песня-86» с песней «Старое зеркало», но его главным хитом считается песня «Чистые пруды».
В 1987 году, вскоре после выхода первого альбома, Тальков покинул проект. Но популярность «Электроклуба» уже вовсю набирала обороты. В группу пришли Виктор Салтыков и еще двое музыкантов из группы «Форум», таким образом был сформирован второй состав. Популярности «Электроклуба» можно было только позавидовать: так, в 1987 году один из концертов группы собрал порядка 17 тысяч зрителей! Именно в этот период постоянных гастролей и концертов голос Аллегровой навсегда изменился – и вовсе не из-за курения, как думают многие. Во время одного из выступлений певица сорвала связки. Исправить проблему Аллегрова не смогла (или не захотела), и с тех пор легкая хрипотца является ее фирменной «фишкой».
В 90-е Аллегрова наконец созрела до сольной карьеры, о которой уже давно мечтала. Спустя годы она признавалась, что уходить в одиночное плаванье ей было очень страшно – казалось, это путь в никуда. В качестве сольной вокалистки она дебютировала с песней «Странник» Игоря Николаева, которая немедленно стала хитом. Вслед за ним появились композиции «Фотография», «Не было печали», «Не улетай, любовь!», «Верьте в любовь, девчонки» и, конечно, любимый миллионами «Младший лейтенант» – хит всех дискотек.
Популярность Аллегровой росла как снежный ком. Уже через месяц после начала сольной карьеры она получила звание лучшей певицы года по итогам зрительского голосования. Один за другим выходили ее новые хиты, клипы, концертам и гастролям не было числа, в залах царили аншлаги. В 1993 году Аллегрова была удостоена премии «Овация».
В 1992-м певица выпустила дебютный альбом «Странник мой», два года спустя – сборник «Суженый мой», а в 1995-м на свет появилась скандальная «Угонщица». Диск сметали с прилавков в считанные секунды, а на концертах артистка поражала поклонников новым дерзким образом. Именно тогда, в середине 90-х, появилась Аллегрова-«императрица»: страстная, неукротимая, в откровенных нарядах с корсетом или глубоким вырезом, пикантными разрезами на пышных юбках и завлекающим задором в глазах. Многие критиковали певицу, называя ее образ вульгарным, но даже злые языки признавали, что Аллегрова своим творчеством и внешним видом фактически совершила сексуальную революцию в России, когда та только начинала соскребать с себя остатки советского пуританства.
Но Аллегрова никогда не могла долгое время находиться на одном месте или в одном состоянии, перемены нужны были ей как воздух. Поиски новой себя привели ее к старому другу – Игорю Крутому. Вместе с ним она создала лирическую программу, которую назвала «Я тучи разведу руками». Сотрудничество с Крутым продолжалось три года. В этот период имидж звезды кардинальным образом поменялся – на смену роковой, лихой «угонщице» пришла элегантная леди. Впрочем, не лишенная прежнего шарма и изрядной доли кокетства. Совместно с Крутым Аллегрова записала еще два альбома: «Незаконченный роман» (1998) и «Столик на двоих» (1999).
Триумфальная «Перезагрузка» и конфликт с Пугачевой
В 2011 году Аллегрова объявила о завершении творческой карьеры, но спустя четыре года вернулась с новой программой «Перезагрузка». После долгого перерыва ее большое шоу на арене СК «Олимпийский» нельзя назвать иначе как триумфальным.
Ирина Аллегрова никогда не давала публике забыть о себе, и даже сейчас продолжает радовать фанатов новыми хитами и дуэтами. У нее есть совместные песни с Михаилом Шуфутинским, Григорием Лепсом, Игорем Николаевым, Славой, Прохором Шаляпиным и многими другими звездами. И только с Примадонной российской эстрады Императрица ни разу не спела дуэтом. Поговаривают, причиной тому – давний конфликт Аллегровой и Аллы Пугачевой.
В шоу-бизнесе с советских времен ходит слух о том, что две дивы на дух друг друга не переносят. И их поведение на публике не раз служило тому подтверждением: то Пугачева отпустит едкое замечание в адрес Аллегровой, то Аллегрова, придя на популярное ток-шоу, не поздоровается с Аллой Борисовной.
Версии о причинах давней вражды двух знаменитостей выдвигались самые разные. Одни издания винили во всем Филиппа Киркорова, который якобы оказывал Аллегровой знаки внимания и чуть ли не крутил с ней роман за спиной у супруги. Другие СМИ наперебой писали о том, что Пугачева и Аллегрова так и не смогли поделить сцену, а их борьба за звание «самой народной» артистки ведется по сей день.
Сами же певицы из года в год лишь подогревали интригу, избегая разговора о своих разногласиях. Но в 2016 году Аллегрова решила наконец расставить все точки над i. В интервью газете «Собеседник» исполнительница призналась, что ни о каком соперничестве с Пугачевой и речи нет.
«В советское время я только начинала свой путь к настоящей популярности, и никакой Императрицы не было даже близко. Все, что было потом, слухи о нашем так называемом соперничестве – раздуты прессой, не более того. Я всегда говорила, что Алла Борисовна – великая певица и занимает совершенно отдельное место на эстрадном олимпе, которое никто никогда не сможет оспорить. Она привела русскую популярную песню в XXI век. Поэтому, когда мне начинали задавать вопросы по поводу какого-то соперничества, отшучивалась, говоря, что мне интересно быть первой после Аллы Борисовны, которая давно уже вне конкуренции», – заявила артистка.
Одного бросила, второго – «угнала», третий – ушел сам
Подобно своим лирическим героиям, чья жизнь целиком состоит из бурных романов, в реальной жизни Ирина Аллегрова часто и сильно влюблялась. Впервые певица вышла замуж совсем юной – в 19 лет! Избранником Ирины стал баскетболист Георгий Таиров. Через год после свадьбы на свет появилась единственная дочь Лала. Повзрослев, она стала режиссером эстрадных и массовых зрелищ и сейчас является концертным директором своей мамы.
Однако брак с отцом Лалы продлился недолго – уже через год Аллегрова развелась с мужем. Позднее она признавалась, что вышла замуж за Таирова назло другому мужчине, и называла этот союз ошибкой. Следующим мужем певицы стал художественный руководитель ВИА «Веселые ребята» Владимир Блехер. Он оставил след в музыкальной биографии Ирины, написав для нее песню «Наводнение», которую Аллегрова 30 лет спустя исполнила на «Песне года». Однако и этот брак оказался не слишком прочным.
Третьим супругом артистки стал продюсер Владимир Дубовицкий. Эта любовь была долгой и крепкой. И, хотя в итоге и она закончилась, с Дубовицким Ирина до сих пор в прекрасных отношениях. Со следующим избранником певицу также свела работа: Игорь Капуста работал в ее подтанцовке. Их роман развивался стремительно, Аллегрову не остановило даже то, что в тот момент Игорь уже был занят – словом, повела она себя, как настоящая «угонщица».
Они стали жить вместе и даже обвенчались, но расписываться не спешили. Так прошло шесть лет. Ирине казалось, что она наконец обрела настоящее женское счастье, пока однажды, вернувшись домой, она не обнаружила любимого мужчину в объятиях другой. Аллегрова тяжело переживала расставание, тем более что незадолго до этого ушел из жизни ее любимый отец. Сейчас она все свободное время посвящает семье – дочери и внуку, а также продолжает записывать песни и гастролировать.