"Я обожаю эту музыку!"
Перед нами молодые исполнители, которым столько же лет, сколько их героям в опере "Игрок", Полине и Алексею – двадцать пять. И, кстати, столько же, сколько было самому Прокофьеву, когда он написал эту оперу. Их творческое портфолио пока только начинает открываться, но первые страницы уже заполняются чрезвычайно яркими событиями. Не так уже много певцов может похвастаться тем, что в творческом багаже находится такая опера как "Игрок". Мария и Карлен пытаются понять своих героев, вжиться в них, и их взгляд очень интересен. Тем более, что меня поразило более всего, в беседе с ними практически не была затронута тема технической сложности вокальных партий, хотя они чрезвычайно сложны, речь шла почти исключительно о характерах и образах. Мария Анчугова. Это судьба! Бывают же такие моменты, когда все звёзды сходятся так, сложилось всё это вместе – и юбилеи Прокофьева и Достоевского, и то, что у них есть такой шедевр под названием "Игрок"… Сложилось всё именно так. И, конечно, Павел Иванович [Павел Иванович Коблик, профессор Уральской государственной консерватории, руководитель Оперной студии] хорошо знал исполнителей, с которыми собирался работать. Это большое счастье, потому что такую сложную оперу не каждый может спеть, и я надеюсь, что мы достойно её исполним. Фото: ©Евгений Мезенцев Моя первая реакция, когда Павел Иванович предложил, конечно, мне было страшно, ещё и от того, что я в принципе не любитель музыки двадцатого века. Я больше люблю романтизм, веризм, и когда он это сказал, я, конечно, сказала "да, хорошо", взяла ноты, но ведь когда первый раз видишь ноты, ещё не понимаешь, что будет происходить. Нет, у меня не было такой мысли, что я хочу отказаться, ты говоришь себе, что сможешь, хотя бывают моменты, когда вдруг чувствуешь, что нет, не получится, ты не можешь вообразить, как это всё может быть в человеке, там ведь не было любви, там путь к любви идёт от ненависти. Полина такова, что ты никогда не знаешь, что от неё можно ожидать, она очень непредсказуемая, властная. Ведь роман Достоевского в значительной степени автобиографичен, и прототип Полины – это возлюбленная самого Достоевского Аполлинария Суслова, которую он описывал как фигуру властную, эгоистичную. Полина вся на нерве, она пользуется Алексеем и манипулирует им. Она, собственно, и воспринимает Алексея, который её любит, как объект манипуляции – вдруг резко сказать "а если бы я сказала убить этого человека, вы бы убили?". А потом резко перемениться и через пару минут резко перемениться и сказать: "Вот я увидела там толстую даму. Вы не могли бы ради меня чуть пошкодничать ради меня?". Карлен Манукян. Я привык к своей партнёрше по сцене. Мы работаем не первый год, не первый спектакль. До этого мы работали в спектакле "Богема" и видим, какая там была высокая любовь, и какая здесь – в диапазоне от ненависти до любви. Мария Анчугова. На сцене я такой человек, что полностью погружаюсь в своих персонажей, я не пытаюсь отделить себя от своей героини, я эти чувства и характер своих героинь применяю на себя, пропускаю через своё тело… Ну да, ты любишь этого человека, ну как я могу не любить этого человека, Рудольфа, когда Мими приходит, появляется эта любовь с первого взгляда… И потом она приходит и умирает. Я даже думаю, что эта ненависть Полины к Алексею не потому, что она его просто ненавидит и всё, а потому, что какое-то время назад она обожглась такой же ненавистью. Карлен Манукян. На мой взгляд, эта ненависть не в ситуации, а в ней самой, и она всё это может спустить лишь на одного человека, на Алексея. Мария Анчугова. Они оба одинокие люди, одиночки – вот мы и встретились. Карлен Манукян. Они и встретились из-за того, что все остальные не будут её выслушивать и лишь один человек готов пойти на всё, она это прекрасно знает, но она сама несчастная. Маша правильно говорит, значит, у человека что-то было в прошлом, и надо, мне кажется, придумать, что там было, это же психология. У неё какая-то сильная рана, и она нашла того, на которого она может спустить собак. А Алексей всё это кушает… Кушает просто оттого, что безумно её любит. Фото: ©Евгений Мезенцев Алексей, он, хотя и является дворянином, но у него нет ни денег, ни положения в обществе. Учителишка… Потому и отношение к нему со стороны всех персонажей такое низкое… Как к домашнему животному. Но по человечности он как раз является главным героем, это самый человечный герой. И получается такой переломный момент, когда любовь, как говорят, спасёт мир. Но любовь и погубит. В этой ситуации любовь как раз и погубила. Дворянин, он неглупый, он мудрый, он видит всё то, чего не видит никто, может быть, кроме Бабуленьки, но хотя он видит всё, осознаёт, но ничего при этом не делает. Из-за любви. Видите, тут суть идёт в том, что нет у него никакой стабильности, тут постоянные перепады, ни в одном отрывке из двухчасовой оперы, где я нахожусь, грубо говоря, девяносто процентов времени, нет и пяти минут, когда бы у него шла какая-нибудь стабильная одна линия. Его разум не успевает за его эмоциями. Перехлёстывает везде, а самый главный перелом происходит как раз таки в игорном доме. То есть это уже даже не перелом, просто это уже конец, человека нет, понимаете? Получается, по сути, ты должен показать огромную любовь к Полине и собачье отношение, извините, к себе. А Полина своей гордостью уничтожила личность, которая его любила. Мария Анчугова. Понятно, что каждый из нас будет защищать своего героя, это нормально. Но Полина тоже травмированный человек, и она пришла к Алексею за защитой, за помощью… Карлен Манукян. Да, и отправила его играть на рулетке… Суть в том, что в этой ситуации нет правды. Если ты играешь какого-нибудь лирического героя и существует, допустим, штамп, который выражает его образ, то в этой опере штампов нет, что ни делай, тут нет правды. Мария Анчугова. И в этой опере никакое клише невозможно использовать. Карлен Манукян. Непонятно, где эта правда спрятана. Мария Анчугова. Потому что у каждого своя правда будет. Карлен Манукян. Образ сложный, очень сложный. Над ним работаешь, работаешь, и чем больше углубляешься, тем больше понимаешь, что по-прежнему находишься на верхушке айсберга. Мария Анчугова. Ты настолько в этом живёшь, что приходишь домой и невозможно от этого отключиться, ты всё это несёшь с собой и в этом постоянно живёшь. Карлен Манукян. А мне нравится. Вот именно это состояние мне нравится, я люблю слушать эту музыку. Я откровенно говорю – я обожаю эту музыку!