Женовач в МХТ: культурная миссия провалена
Последнюю неделю октября, ставшую последней и для работы Сергея Женовача в качестве художественного руководителя МХТ им. Чехова, завершил его же «Заговор чувств» по произведениям Юрия Олеши.
«Заговор чувств» - это инсценировка повести «Зависть», сделанная самим Олешей. Прекрасное и противоречивое произведение такого же автора, талантливейшего и реализовавшего себя на ... тут должно быть какое-то число процентов, но герои «Заговора чувств» были бы против математики в этом вопросе.
Сергей Женовач выпустил немало спектаклей по литературе первой половины 20-го века, один только Михаил Булгаков им ставился многократно. В данном случае постановка МХТ рифмуется с «Самоубийцей» по Николаю Эрдману, принесшей Женовачу множество наград (в частности, две «Золотые маски»). Похожа сценография, только вместо дверей конструктивистское полотно, появляется и духовой оркестр (правда, не в зале), есть что-то общее у главных героев, Кавалерова и Подсекальникова. А чудотворец с желтой подушкой будто отправляет нас в «Старуху» Даниила Хармса, также недавно поставленную Женовачем. Чудотворец Хармса легко мог превратить сарай в кирпичный дом, но не делал этого, точно как и ключевой персонаж «Зависти», безумный «король пошляков» и командующий «парадом возвращения чувств» желания выслушивает, но не исполняет.
Братья Бабичевы, великолепный, успешный колбасник Андрей (Михаил Пореченков) и Иван (Артем Волобуев), пытающийся обрушить на это могучее новое время всю мощь старых, отмирающих за ненужностью чувств, скользящий в атаку сверху вниз по еще не придуманной пирамиде Маслоу, - это противостояние будет вечным. Как и сдавленная братьями фигура завистливого лузера Кавалерова (Алексей Краснёнков), который все время забывает, что ему не 28, а тысяча лет.
За «Заговор чувств» Сергей Васильевич также успел получить награду - «Хрустальную Турандот» за режиссуру. Эта работа, конечно, займет достойное место в списке спектаклей Женовача, как и его постоянного компаньона - художника Александра Боровского, как и актеров (помимо уже перечисленных это Авангард Леонтьев, Софья Райзман и др).
Итак, «Заговор чувств» поставил точку под октябрем в афише МХТ, а новый руководитель, Константин Хабенский, за день до этого провел встречу с труппой. Теперь актер, а не режиссер будет вести за собой знаменитый МХТ, и новость об этом произвела изрядный резонанс. Комментировали назначение, кажется, все и везде, от Ксении Собчак до «Матч-ТВ». Если же оперировать экспертной оценкой, то известный режиссер Юрий Бутусов, кстати, немало повлиявший на успешное развитие карьеры Хабенского, назвал его назначение ошибочным, стратегически неверным решением. «Театром должен руководить режиссер, у которого есть художественная идея, художественное понимание целого, стратегия, уже не говоря о том, что человек должен уметь делать спектакли» - прокомментировал Бутусов mk.ru.
А вот мнение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина, которого не спросили, но он все же высказался.
«Когда назначали Сергея Женовача меня спрашивали, что я по этому поводу думаю… Когда сейчас его убрали с формулировкой „по собственному желанию“, меня никто не спросил... А если бы кому-нибудь захотелось узнать, что я думаю о всей этой ситуации, то я ответил бы: Московский Художественный театр возник как Театр Режиссерский, с него родилось само понятие — режиссер. Его не может возглавить просто очень хороший артист, за которым нет опыта театрального руководства, или менеджер. МХТ — это не просто один из театров, это один их главных театров страны», — подчеркнул Александр Калягин.
У Сергея Женовача, прекрасного режиссера и создателя театра «Студия театрального искусства», было всего 3,5 года на то, чтобы вдохновить своими идеями и высочайшим (тут не спорят и его оппоненты) мастерством художественный театр. В некотором смысле вернуть театр домой, ведь территориально «СТИ» находится на месте фабрики, принадлежавшей семье Станиславского, где Константин Сергеевич приобщал к любимому искусству рабочих.
Конечно же, после смерти Олега Табакова возглавить МХТ хотели многие, кого-то назначение именно Сергея Женовача резануло в самое сердце. Именно, поскольку театр Женовача достаточно сильно контрастирует с театром, например, Константина Богомолова, два спектакля которого в этом году было решено снять с репертуара МХТ. Два этих театра - это два совершенно разных персонажа «Заговора чувств» по фамилии Шапиро.
У Сергея Васильевича театр, а не КВН, при том, что игры и ребячества на сцене может быть очень много, что подтвердят поклонники «СТИ». Но это не имеет ничего общего с ремейками «Королевского жирафа» - только для московской буржуазии, а не американской глубинки Марка Твена. Голыми при луне танцевать будете? Нет? Что ж это за театр тогда такой?
Современная элита, разумеется, вправе желать своего «театра», а министерство культуры должно прислушиваться к этой наиболее важной публике. Помимо всего прочего, она готова нести на театральное Поле чудес в Камергерском переулке немало золотых.
Наверное, в противостоянии с этой аудиторией Женовач в МХТ был обречен, и в этом году за него взялись всерьез. Последние месяцы как-то очень уж участились раздумья в соцсетях и телеграм-каналах о том, что, дескать, у худрука не получается, и снимаются успешные спектакли Богомолова и Кирилла Серебренникова, а вот еще и Андрей Бурковский сообщил о своем уходе, и экономически все плохо, и вообще пропал наш художественный театр.
Упреки по поводу сборов на втором году пандемии впечатляют. Впрочем, пик претензий к Женовачу в МХТ довелось (и не так редко) встречать в комментариях - мол, Бузову пригласил. Ну что ж, различать два МХАТа должны уметь не только лишь все московские театралы.
Вы можете спросить, не много ли о Богомолове? Но вот вам свежая новость - уже в понедельник, 1 ноября, МХТ объявил о возвращении «Идеального мужа», первым, так сказать, указом Хабенского.
Подытожим словами самого Сергея Женовача. После новости о его уходе из МХТ на странице «СТИ» была опубликована следующая вполне исчерпывающая цитата режиссера.
«Сейчас происходит подмена искусства драматического театра зрелищем, шоу. Говорят - это очень тоскливо, скучно, давайте как-то это сделаем повеселей. Как говорит Мышлаевский о России в одной из булгаковских редакций «Белой гвардии» - это как стол, как его ни переворачивай, он рано или поздно встанет на ножки, это просто его естественное положение. Здесь можно только одно понять: драматический театр - это не досуг, это не времяпровождение, это культурная миссия. Пусть это звучит пафосно. Люди должны читать книги, слушать музыку, смотреть серьезные глубокие фильмы и смотреть хороший настоящий театр, получать радость, удовольствие, и что-то понимать про эту жизнь, тренировать свои чувства, эмоции, интеллект и воображение, возвращаться в какую-то детскость, в игру, о которой мы забываем за той суетой, которую нам предлагает эта жизнь. Вот это самое, наверное, главное. И неправда, что зрителей нет! Зрители есть, и они скучают по такому театру. Они не приходят, потому что они когда-то разочаровались в нем и уже не верят».