«Не мог признаться, что слаб»: умерший в 52 года любимец женщин Николай Еременко не справился с бременем героя
Он родился в семье актеров. Мальчика назвали в честь отца Николаем, и пойдя по стопам родителей, он получил приставку «младший», чтобы их можно было отличать.
Николай Еременко рос за кулисами и терпеть не мог точные науки. Родители не настаивали на актерском пути, но вероятно, другого ему было не суждено. Николай отправился в Москву: на меньшее он был не согласен. Но с первого раза поступить не смог. На следующий год курс во ВГИК набирал Сергей Герасимов, у которого когда-то снялся Еременко-старший. Зная пристрастия режиссера, отец подсказал сыну, какое произведение лучше выбрать для экзамена. Против была Тамара Макарова: в тот год поступать пришли сплошь звездные дети: Володя Тихонов, Наташа Бондарчук. Но Герасимов Николая принял. Возможно, в какой-то момент пожалел: Еременко прогуливал, хулиганил, затягивал сдачу экзаменов. Однако на съемочной площадке, куда его все-таки взял наставник, доказал свое право быть настоящим артистом.
Уже в первой своей картине «У озера» Еременко должен был сыграть интимную сцену – со своей однокурсницей Натальей Белохвостиковой. Конечно, по нынешним временам это смешно: какой там интим, когда Николай просто должен поцеловать девушку и завалить ее на постель. Но для конца 1960-х это было на грани приличия.
- Наташа от волнения вся пошла малиновыми пятнами. Герасимов с нескрываемым интересом наблюдал за нами: как же мы переживем весь этот кошмар, - вспоминал потом актер, рассказывая, что поглазеть на съемки сцены собралась вся съемочная группа.
Успех фильма вскружил голову молодым артистам, даже не получившим еще диплом. Еременко этой звездной болезни отхватил поболее, чем остальные. В нем вообще была этакая самоуверенность и самолюбование. К тому же, и роли ему предлагали все больше героев-любовников, что влекло за собой все большую любовь зрителей, а особенно, зрительниц. Роль в «Пиратах ХХ века» Николай Еременко получил не сразу, хотя казалось бы, никого другого представить в ней невозможно. Режиссер Борис Дуров видел в актере романтического героя, а не смельчака. На пробах Еременко стянул рубашку, прыгнул сальто и поиграл бицепсами, только так ему удалось убедить режиссера.
- Моя внешность – это инструмент, на котором я играю. Это самое дорогое, что у меня есть. Значит, должен серьезно следить за тем, как выгляжу. Конечно, какие-то усилия прилагать приходится, по утрам я делаю силовую гимнастику, плаваю в бассейне, на ночь пью кефир. Но я ненавижу режим, поэтому могу легко на все это задвинуть, если на горизонте промелькнет какое-нибудь приятное времяпровождение, - признавался актер в своих слабостях.
К слову, «Пираты…» могли оказаться последним фильмом Николая. Дело в том, что все трюки выполнял он сам. В одной из сцен он прыгает со скалы на борт корабля, захваченного пиратами. Конечно, снимали этот эпизод двумя частями: прыжок со скалы, потом приземление на корабль. Так вот, прыгнув со скалы в воду, Еременко чуть не попал под работающие винты судна.
- Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко, - мрачно шутил актер.
В 25 лет он женился на выпускнице истфака МГУ Вере Титовой. Через год у них родилась дочь Ольга. Этот брак останется единственным официальным для Еременко. Однако другие женщины будут присутствовать в его жизни, причем параллельно. Долгие отношения связывали его с композитором и певицей Ириной Грибулиной. Они много гастролировали, пели дуэтом, даже писали песни вместе. Он красиво ухаживал, предугадывая желания любимой.
Самое интересное, что Ирина дружила с женой возлюбленного Верой. Поэтому не посягала на Николая окончательно.
- Вера была слишком мудра и слишком любила Колю. Осознавала: ему, как каждому творческому влюбчивому мужчине, нужна муза. И еще она прекрасно понимала, что я та муза, которая не причинит ей подлости, не пойдет на предательство, - признавалась Грибулина, рассказывая, как супруга Еременко встречала их с гастролей, накрывая щедрый стол. Ирина уверена: Вера все знала, но принимала подобное положение вещей.
В 1990-х, когда актерам стало совсем туго, Николай взялся за режиссуру и снял фильм «Сын за отца», в котором сыграл вместе с Еременко-старшим. Во время съемок он познакомился с ассистенткой Людмилой. Из-за этой женщины, вдвое моложе него, Николай развелся с Верой после 25 лет брака, купил отдельную квартиру и поселился там. Они хотели стать настоящей семьей и завести ребенка. Но не успели. Спортивному, подтянутому, уверенному в себе Николаю было всего 52, когда у него случился инсульт. Врачи Боткинской больницы срочно примчавшейся из Минска матери актера честно сказали, что надежды нет. И ей пришлось хоронить сына всего через год после смерти мужа.
На похоронах выяснилось: в его жизни была еще одна женщина – Татьяна Масленникова и ребенок от нее: девочка Таня. Он скрывал их ото всех, поставив условие: будет помогать материально, только если об этой связи никто не узнает. Три женщины и две дочери Еременко встретились на похоронах. К счастью, скандалов устраивать не стали.
- Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения, - так объяснила ранний уход Николая Еременко его однокурсница, актриса Нина Маслова.