Режиссёр Сергей Урсуляк: «Раменки – место, где всё происходит»

Знаменитый режиссёр Сергей Урсуляк создал такие любимые народом картины, как «Ликвидация», «Тихий Дон», «Одесский пароход», и др. Фото: satirikon.ru

Режиссёр Сергей Урсуляк: «Раменки – место, где всё происходит»
© На Западе Москвы

На XIX кинопремии «Золотой орёл», прошедшей в январе на «Мосфильме», в номинации «Лучший телефильм или мини-сериал» победила картина Сергея Урсуляка «Одесский пароход». Корреспондент «На Западе Москвы» узнал у знаменитого режиссёра, что значит в его жизни главная киностудия страны, расположенная в Западном округе, в Раменках.

– Сергей Владимирович, продолжите, пожалуйста, фразу: «Мосфильм» для меня – это…»

–...это место, где всё происходит. Когда я был студентом в 1970-е годы, для нас оказаться на «Мосфильме» было – это как для мусульманина попасть в Мекку. Что-то фантастическое, запредельное! И сейчас, когда я приезжаю на «Мосфильм», иду по коридорам и вижу на дверях мемориальные таблички, до сих пор не могу поверить, что я каким-то боком имею к этому хоть какое-то отношение. «Мосфильм» очень многое значит в моей жизни. Первая картина, которую я делал на «Мосфильме», была «Ликвидация». Я очень рад, что Карен Шахназаров возглавляет студию, он очень многое сделал для возрождения этого места. «Мосфильм» – фантастически оснащённая студия. Я всегда жду записи музыки там. Это самое радостное событие для меня на протяжении всего съёмочного периода. Нет ничего более приятного.

КОГДА ТЕСНО ЗВЁЗДАМ

Режиссёр Сергей Урсуляк вместе с композитором Василием Тонковидовым и звукорежиссёром Геннадием Папиным в Первой музыкальной студии «Мосфильма». Фото: mosfilm.ru

– «Одесский пароход», насколько я знаю, тоже снимался на «Мосфильме».

– Да. В декорациях, которые сделаны для фильма «Одесса» Валерия Тодоровского. Когда я увидел, что декорация уже отработана Валерой, мы обратились к нему и Лёне Ярмольнику, его продюсеру: не могли бы они уступить нам право воспользоваться этой декорацией – поскольку их картина уже выходит, а наша будет непонятно когда. И они разрешили нам, мы работали в этой декорации на территории «Мосфильма». И музыку писали опять же на «Мосфильме».

– В картине «Одесский пароход», снятой по произведениям Жванецкого, собраны лучшие актёры страны: Светлана Крючкова, Владимир Машков, Ирина Муравьёва, Чулпан Хаматова, Нина Усатова, Сергей Гармаш, Сергей Маковецкий, Ирина Пегова, Фёдор Добронравов, Михаил Пореченков. Собрать такое созвездие – только вам такое под силу!

– На 98% проблем с приглашением не было. Были сложности в другом: как совместить в одном кадре таких суперзанятых артистов. Но это тоже решилось в результате просто. Объяснение? моей заслуги тут нет никакой. Это всё Жванецкий (премьера «Одесского парохода» состоялась 1 января 2020 года, великого сатирика не стало спустя 10 месяцев. – Ред.). Я люблю этого человека и этого автора. Когда звонил артистам и предлагал такой материал, все шли с удовольствием – пусть даже это была одна фраза, одно появление в кадре. И опять же посыл этого фильма абсолютно добродушный, доброжелательный. Поэтому артисты соглашались с удовольствием.

«ОНИ – НЕ МОНСТРЫ, МЫ – НЕ АНГЕЛЫ»

– В одном интервью вы сказали, что испытываете ностальгию по дружбе народов в СССР.

– Это правда. В Советском Союзе было много всего разного, безусловно. Но дружба народов – это точно не пустой звук. К сожалению, однажды кто-то сказал, что это всё неправда. Большое количество глупых, недальновидных людей на это повелось, и сейчас эту тему отрабатывают. «Одесский пароход» – это миниатюры, разыгранные в атмосфере одесского двора, и в конце я разрушаю эту атмосферу, показываю, что той Одессы нет.

Сергей Урсуляк в декорации «Старая Одесса» на «Мосфильме» на съемках телеальманаха «Одесский пароход». Фото: mosfilm.ru

– К сожалению, отношения между некоторыми бывшими союзными республиками сегодня не самые лучшие…

– Мы должны понимать, что за пределами нашей страны живут не монстры, а мы не ангелы. И исходя из этого жить. Мне кажется, что мы, как большие, сильные, умные, талантливые, должны быть объединяющей стороной.

МЯСО ПО-РЕЖИССЁРСКИ

– Прошлый год был непростой для всех. Как вы пережили самоизоляцию, Сергей Владимирович?

– Было непросто – ты не понимаешь перспективы. Из плюсов – я начал готовить. Не потому, что меня попросили, а потому, что у меня проснулся интерес к этому. Выпечка – это пока не самое моё сильное место, но по мясу я уже что-то могу.

– Как реагирует ваша жена, актриса Лика Нифонтова, на то, что вы встали к плите?

– Ну, во-первых, у неё освобождается время. Во-вторых, ей-богу, это не самое плохое, что она ела в жизни.

– Кого-то из съёмочной группы на «Мосфильме» уже угощали?

–Нет-нет, пока это эксперимент только на родственниках (улыбается).