Вокзал для двоих Эмиля Брагинского: 10 фактов о гениальном сценаристе
Многолетнего соавтора Эльдара Рязанова - сценариста Эмиля Брагинского - называют последним идеалистом советского кино. Ведь он не уставал жаловаться на дефицит добра в современных фильмах и делал все, чтобы это добро приумножать в придуманных им картинах, в том числе в «Иронии судьбы».
1. Эмиль, или Эммануэль, Брагинский, родился в ноябре 1921-го в семье московских врачей - евреев. Гинеколог Вениамин Павлович и хирург Софья Борисовна проживали в центре столицы и воспитывали двоих детей. Когда Эмилю было девять, мать умерла, и он переехал к старшей сестре Анне в маленькую комнату в коммуналке, где уже обитали 33 жильца. У отца к тому моменту давно уже была другая семья.
2. Писать стихи и рассказы он начал в детстве. Но после школы поступил в медицинский. Из прагматических соображений - чтобы получать стипендию. Про существование литературного института он не знал. Учебу прервала война.
3. На строительстве оборонительных сооружений Брагинский получил тяжелую травму, и его отправили в эвакуацию в Душанбе. Там продолжил обучение, работал санврачом, а все свободное время посвящал шахматам. Давал сеансы одновременной игры в госпиталях и общежитиях. Его первой профессиональной пробой пера станет репортаж со Всесоюзного шахматного турнира для газеты «Советская Латвия».
4. Первый творческий тандем Эмиль создаст со знаменитым футбольным комментатором Вадимом Синявским. Совместные статьи о спорте они подписывали «Э. Синягинский». Но Брагинского все больше интересуют вопросы искусства. В 1946-м талантливого парня принимают на работу в модный журнал «Огонек», где он сразу же публикует бойкий репортаж о реставрации Троице-Сергиевой лавры. Следом выходят очерки о любимых художниках. Хотя Эмилю приходилось параллельно освещать и работу заводов, колхозов и прочих передовиков социалистического труда.
5. На досуге Брагинский пишет пьесу «Раскрытое окно». Спектакль по ней с участием Евгения Леонова, Майи Менглет и Евгения Урбанского в Театре Станиславского ставит режиссер Александр Аронов. После просмотра постановки главред «Мосфильма» Юрий Шевкуненко (отец будущей юной звезды фильмов «Кортик» и «Бронзовая птица» Сергея Шевкуненко, в 90-е ставшего бандитом) познакомил Брагинского с Эльдаром Рязановым, поставившим к тому времени «Карнавальную ночь». Они пишут сценарий, а потом и повесть «Берегись автомобиля!» (историю почерпнули в милицейской хронике и развили до сентиментального детектива) и в какой-то момент осознают, что им интересно и комфортно творить вместе. Обычно тандем работал прямо на «Мосфильме» или у кого-то дома. Как правило, один из них в этот момент ложился на диван, а другой садился к столу за печатную машинку.
6. Творческий дуэт рождал один киношлягер за другим. «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Служебный роман» (выросший из их пьесы «Сослуживцы»), «Вокзал для двоих», «Гараж» и другие.
7. Много успешных пьес Эмиль Вениаминович написал и в одиночку. По ним поставлено немало прекрасных картин: «Учитель пения» Наума Бирмана, «Суета сует» Аллы Суриковой, «Артистка из Грибова» Леонида Квинихидзе, «Почти смешная история», «Поездки на старом автомобиле» Петра Фоменко и т.д.
8. Единственной супругой Брагинского, с которой он прожил до конца дней, была бывшая одноклассница Ирма Шалыто. Она родила ему сына Виктора, ставшего художником и создавшего серию портретов знаменитых актеров: Этуша, Санаева, Тихонова и др.
9. В 1975-м у Брагинского случился сердечный приступ. Кардиологи предупредили супругу, что жить ему оставалось несколько дней. Но, к счастью, ошиблись. После выписки из больницы сценарист написал еще немало нетленок. И лишь спустя 23 года, вернувшись с женой из загранпоездки, в Шереметьево-2, сразу после посадки самолета Эмиль Вениаминович почувствовал себя плохо и вскоре скончался.
10. Причиной внезапной смерти медики назвали инфаркт. Похоронили драматурга на Ваганьковском кладбище (уч. 24).