Истории вещей: зачем Станиславский и Шаляпин расписались на веере

Новый герой рубрики «Истории вещей» — веер известной актрисы XIX века мемуаристки Надежды Тираспольской. Когда-то расписавшись на нем, она не подозревала, что положила начало славной традиции Бахрушинского музея: позже на веере оставили свои автографы многие известные актеры, оперные певцы, режиссеры, музыканты, писатели и художники.

Истории вещей: зачем Станиславский и Шаляпин расписались на веере
© Mos.ru

Веер с автографами

Дамский веер из слоновой кости с резьбой и шелковой лентой принадлежал актрисе Малого и Александринского театров Надежде Тираспольской. Он относится к типу «бризе» (от французского brisé — «ломаный») — такие веера состоят из пластин, соединенных лентой. Вероятно, передавая аксессуар в дар музею, актриса оставила на нем автограф по просьбе Алексея Бахрушина. После этого коллекционер решил собирать на его пластинах подписи театральных знаменитостей.

На лицевой стороне — только русские фамилии. Черной тушью выведена подпись певца Федора Шаляпина, а также дата — 1 января 1906 года. С ней соседствует автограф виолончелиста оркестра Мариинского театра Александра Вержбиловича и надпись «…Варя Стрельская, 1904…». Это подпись не ребенка, как можно подумать, а знаменитой актрисы Александринского театра Варвары Стрельской. Артистка, прославившаяся виртуозным исполнением комедийных ролей, и в жизни сохраняла веселость нрава.

Режиссер Константин Станиславский оставил автограф на веере в 1908-м. Этот год был для него очень важен: именно тогда он первым в мире поставил пьесу Мориса Метерлинка «Синяя птица». Сказочный спектакль с музыкой Ильи Саца и декорациями Владимира Егорова, в котором играли Алиса Коонен, Мария Германова, Маргарита Савицкая, Николай Знаменский и другие театральные звезды того времени, стал важной вехой в истории МХТ.

Также на веере отметились две величайшие актрисы Малого театра: Мария Ермолова и Гликерия Федотова. Многие считали их соперницами, однако обе одинаково «почитались как две святыни» русского театра, как вспоминал в своих мемуарах их современник актер Юрий Юрьев.

На оборотной стороне веера расписывались иностранные актеры, писатели и художники. Среди них — великий трагик Томмазо Сальвини. С его приездом связан исторический анекдот. Сальвини посетил особняк Бахрушина и осмотрел его коллекцию. Она ему очень понравилась, однако он отметил, что вход в музейное помещение, располагавшееся в подвале, был довольно неудобен. Тогда Бахрушин уже через несколько месяцев сделал ремонт и новую широкую лестницу назвал в честь актера.

Есть на веере и китайские иероглифы. Это подпись Мэй Ланьфана — актера пекинской оперы. Его автограф в 1935 году взял уже сын основателя музея Юрий Бахрушин, когда тот был на гастролях в СССР.

Истории вещей. Как перчатка с пятном от грима попала в коллекцию Бахрушинского музея

Актриса Надежда Тираспольская

Бывшая владелица веера прожила долгую жизнь — 95 лет. Ее игру на сцене видели зрители нескольких поколений.

Тираспольская родилась в 1867 году. В 25 лет окончила Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества и год выступала в Русском драматическом театре Литвы в Вильнюсе.

В 1895 году актрису приняли в Малый театр, где она выступала на протяжении семи лет. Тираспольская очень гордилась возможностью поработать с великими артистами. Но главным театром ее жизни стал не Малый, а Александринский, куда она поступила в 1902-м. Ему актриса посвятила 54 года. В последний раз на сцену здесь она вышла в 89 лет. Среди самых известных ее ролей — Джульетта, Юдифь, Маргарита Готье, Варвара из «Грозы» и Раневская из «Вишневого сада».

Надежда Тираспольская написала две книги о русском театре: «Из прошлого русской сцены» и «Жизнь актрисы». Помимо воспоминаний, в книгах анализируется творчество Марии Ермоловой, Гликерии Федотовой, Александра Южина.

Найти в мемуарах Тираспольской можно и рассказы об актерах, оставивших автографы на ее веере. Например, Варвару Стрельскую она описывает так: «Стрельская — маленькая, кругленькая, с заметной природной “толщинкой”, с чуть приподнятым кверху носом, с короткими руками — так и катилась по сцене шариком. <…> И пляшет по-особенному, перебирая ножками, то катясь шариком, то вдруг останавливаясь. Разведет коротенькими руками в стороны, низко поклонится и снова покатится шариком».

Веер в России на рубеже XIX и XX веков

Тираспольская не первой придумала расписаться на веере. Такая мода существовала в конце XIX века. На веерах оставляли автографы и даты — свадьбы или другого важного события.

В Россию мода на веера пришла из Европы в XVII веке. Изначально они использовались только в императорской семье, но потом стали популярны и среди дворянства. Веер был обязательным атрибутом каждой дамы, его брали на встречи и балы, при помощи него вели тайные беседы.

К концу XIX века веера стали не только модным дополнением к костюму, но и предметами искусства. Их расписывали, украшали кружевом и позолотой, на них рисовали картины.

В России самые роскошные веера изготавливали в Санкт-Петербурге фирмы «Александр», «Ф. Трейман» и «Фаберже». Продукция последней соперничала по красоте с лучшими французскими аналогами. Крайние остовы вееров «Фаберже» декорировали эмалью и драгоценными камнями.

В 1870-х годах становятся популярны резные веера типа «бризе» из кости или рога. Их пластины имели округлое завершение и с верхнего края были скреплены специальными лентами. Такие веера отличались узнаваемым стилем резьбы — сквозной с растительными узорами и орнаментами в виде кружочков и решеточек. Их изготавливали по особым случаям, и они служили памятными подарками.

Также в конце XIX века были популярны кружевные и расписные веера. На них рисовали даже такие известные русские художники, как Иван Крамской, Михаил Клодт и Иван Всеволожский.