Войти в почту

Коронавирус обойдется Голливуду в миллиарды долларов. Какие фильмы потеряет зритель?

По сравнению с той угрозой, которую пандемия нового коронавируса несет мировой экономике, социальной стабильности и, в первую очередь, человеческим жизням, проблемы индустрии развлечений кажутся относительно второстепенными. Впрочем, эффект от постигшего планету кризиса в ней зафиксировали одним из первых — начиная с отмен массовых мероприятий самого разного толка и заканчивая почти полной остановкой производства нового контента. Последствия же пандемии, по прогнозам экспертов, в сфере развлечений будут ощущаться годами — причем в число тех, кто пострадает от них сильнее всего, входят не только небольшие и независимые компании, но и гигантские концерны вроде голливудских студий. «Лента.ру» рассказывает, как киноиндустрия переживает происходящее в мире — и что ждет ее дальше.

Кина не будет: какие фильмы потеряет зритель?
© Rebecca Blackwell / AP

Что происходит

Прискорбные новости начали сотрясать индустрию кино, еще когда большая часть планеты даже не думала уходить на карантин — уже в середине февраля, после закрытия всех 70 тысяч кинотеатров на территории ставшего источником вируса Китая, голливудские студии подсчитывали убытки от недополученных сборов в местном прокате. Сама китайская киноиндустрия при этом потеряла за три месяца с начала года больше 2 миллиардов долларов. Спустя несколько недель стало понятно, что одним китайским рынком, впрочем, убытки не ограничатся — более того, вместо десятков миллионов долларов индустрия потеряет несколько миллиардов, а кризис затронет все ее сферы — от кинотеатрального показа до съемочного процесса — и всех ее игроков — от селебрити и звезд до рядовых контрактников, которые строят декорации, работают ассистентами на площадках или участвуют в том или ином качестве в маркетинге.

© Александр Кряжев / РИА Новости

В самом деле, уже к середине марта кинотеатры закрылись более-менее по всему миру — и даже Каннский фестиваль, до последнего державшийся за традиционные даты проведения в середине мая, несмотря на отмены и уходы в онлайн всех остальных весенних и июньских киносмотров, объявил о вынужденном переносе на неопределенный срок. К началу апреля остановились и все еще продолжавшиеся съемки фильмов и сериалов на планете — а вместе с этим в очень щекотливой ситуации оказались и все киношники, которые на этих съемках были или должны были быть задействованы. А теперь под угрозой оказался и весь летний кинопрокат — если в предыдущие недели студии объявляли о переносе или отмене релизов, намеченных на апрель и май, то вслед за ухудшением ситуации с коронавирусом в США Голливуд, очевидно, перешел к более пессимистичному прогнозу и принялся отменять и переносить и летние премьеры.

Совершенно точно можно утверждать, что классического летнего сезона блокбастеров в его привычном виде в этом году уже не будет.

31 марта все свои большие релизы с лета аж на 2021 год перенесла компания Sony Pictures. Еще раньше начали сдвигать свои фильмы в прокате Disney и принадлежащий ему Мarvel, как и другие голливудские мейджоры — Warner Bros. и Universal. Исторически именно летний сезон приносит киноиндустрии больше всего денег — около 40 процентов всей годовой выручки. По подсчетам Forbes, если кинотеатры будут закрыты как минимум до июля, то убыток одного только американского кинобизнеса составит не меньше 4 миллиардов долларов — и это если брать в расчет исключительно кинопрокат. Потери от остановки съемок и производства нового контента подсчету пока не поддаются — но как считают эксперты, составят по меньшей мере еще несколько миллиардов. На этом фоне опубликованное еще 18 марта обращение американской Ассоциации владельцев кинотеатров к властям с просьбой о финансовой поддержке выглядит логичным — только в области кинопоказа в США занято 150 тысяч человек. Те же проблемы, естественно, испытывают кинотеатры и по всему остальному миру.

Какие фильмы пострадали

Первым глобальным блокбастером, дата выхода которого сдвинулась из-за пандемии коронавируса, стал 25-й фильм бондианы «Не время умирать», само название которого оказалось несколько неуместным на фоне происходящего по всему миру кошмара. Теперь вместо 2 апреля предполагавшаяся последней для Дэниела Крэйга в роли агента 007 картина выйдет 25 ноября. Вскоре ответственная за международный релиз «Не время умирать» студия Universal объявила и о еще более радикальном переносе другого своего блокбастера — «Форсаж 9» съехал с 22 мая аж на 2 апреля 2021 года. Фильмы же Universal, которые вышли на экраны в марте прямо перед закрытием кинотеатров в США, Европе и России и толком не успели заработать на кассовых сборах — речь о фэнтези-триллере «Человек-невидимка», сатирическом хорроре «Охота» и экранизации Джейн Остин «Эмма», — были в спешном порядке выпущены онлайн.

© Кадр из фильма «Не время умирать»

Сразу шесть фильмов за последние недели марта перенес Disney — и пока эти ленты остаются без даты релиза. Это игровая версия мультфильма «Мулан» (должен был выйти 27 марта), продолжение «Людей Икс» «Новые мутанты» (3 апреля), сай-фай хоррор «Оленьи рога» (17 апреля), комиксный блокбастер вселенной Marvel «Черная вдова» (1 мая), экранизация Чарльза Диккенса «История Дэвида Копперфильда» (8 мая) и детектив «Женщина в окне» (15 мая). Примеру коллег последовали в Warner Bros., перенеся комикс-сиквел «Чудо Женщина 1984» с 5 июня на 14 августа (и по мнению некоторых экспертов, расчет на новую дату уже кажется чересчур оптимистичным) и мюзикл «На высоте», который должен был выйти на экраны 26 июня. Последней из крупных студий приступила к действиям Sony Pictures — в последний день марта студия объявила о том, что на конец 2020-го и начало 2021-го будут перенесены почти все крупные летние релизы компании, а именно антигеройский комикс с Джаредом Лето «Морбиус» (с 31 июля на 19 марта 2021-го) и «Охотники за привидениями: Наследники» (с 10 июля на 5 марта 2021-го). Пока что остается заявленным на 16 июля 2020-го новый «Человек-паук» — но считается, что и он может в итоге оказаться перенесен.

Еще большее число крупных и ожидаемых зрителями по всему миру релизов столкнулись с проблемами из-за пандемии уже на стадии съемок или подготовок к съемкам. Так студии были вынуждены, уже отсняв часть материала, остановить работу над сиквелами «Аватара» и «Матрицей 4», новым «Бэтменом» с Робертом Паттинсоном и очередным «Парком юрского периода», марвеловским комиксом «Шан-Чи и легенда десяти колец» и байопиком отца сестер-теннисисток Уильямс «Король Ричард», «Макбетом» Джоэла Коэна и «Последней дуэлью» Ридли Скотта, «Аллеей Кошмаров» Гильермо Дель Торо и «Счетчиком карт» Пола Шредера.

Шредер, легенда авторского кино, в свое время написавший сценарий «Таксиста» и «Бешеного быка», даже пожаловался своим подписчикам в Facebook, что лично он был готов умереть на киноплощадке, тем более, что до завершения съемок оставалось всего 5 дней — но забота о жизнях других членов съемочной группы дороже. Самым же громким стал случай снимавшегося в Австралии байопика короля рок-н-ролла «Элвис»: во время работы над фильмом в Мельбурне коронавирус вместе с женой подхватил играющий менеджера артиста Том Хэнкс. Этот список не учитывает и тех фильмов, которые пандемия застала на стадии пост-продакшна — работа над которым теперь также явно затянется из-за того, что режиссеры и монтажеры, композиторы и специалисты по спецэффектам не смогут находиться в одном помещении и будут вынуждены подстраивать свой труд под условия самоизоляции и карантина.

Что будет дальше

Самым очевидным способом хоть как-то минимизировать потери от схлопнувшегося кинопроката для некоторых студий стал перевод релизов в онлайн. Так Universal, помимо вышеупомянутого спешного выпуска в стриминговых сервисах «Человека-невидимки», «Эммы» и «Охоты», объявила о том, что 10 апреля (то есть в ту же дату, когда лента должна была появиться в кинотеатрах) в сети появится семейный сиквел «Тролли. Мировой тур» — в 2016-м первый фильм франшизы заработал в мировом прокате почти 347 миллионов долларов. Последуют ли примеру другие студии, пока не ясно, но эксперты индустрии уже говорят о разворачивающейся у нас на глазах революции, предсказывая, что благодаря пандемии Голливуд может (к чему компании-мейджоры стремились уже давно) добиться уменьшения традиционных окон между кинотеатральными и стриминговыми премьерами своих картин — в Америке такое окно обычно составляет 90 дней, а, например, во Франции и вовсе 3 полных года — и, более того, сохранить новое статус-кво и после окончания кризиса.

© Hamad I Mohammed / Reuters

И хотя в большинстве стран, включая ту же Францию, на время пандемии действительно были приняты законы, разрешающие, пока идет карантин, раньше, чем предполагалось, выпустить фильмы, выходившие в местный прокат до его начала, очевидно, что и так переживающие не лучшие времена кинотеатры будут впоследствии бороться за откат к прежним реалиям — зазор между кинопремьерой и стриминговым релизом выгоден в первую очередь им. Кроме того, онлайн-релиз не может быть спасением для главных источников голливудского денежного потока — блокбастеров с бюджетами такими большими, что никакие Netflix, Amazon Prime или Hulu не смогут их окупить. Для большинства главных и самых ожидаемых зрителями премьер года, производство и маркетинг которых обходится студиям в сотни миллионов долларов, кинотеатральный прокат остается и останется единственной финансово приемлемой перспективой. Другое дело, что даже по окончании пандемии, как опасаются в индустрии, понадобится еще какое-то время для того, чтобы зрители отпустили ее психологически — и снова смогли комфортно себя чувствовать в окружении толп других людей.

К слову, открывший на прошлой неделе пять сотен кинотеатров Китай вскоре поспешил закрыть их обратно — после того как в стране, уже будто бы преодолевшей пандемию, появился новый случай заражения.

Смутными и недооцененными в настоящий момент выглядят и будущие проблемы Голливуда от нынешних вынужденных переносов как уже готовых картин, так и планировавшихся на ближайшие месяцы съемок. В первом случае аналитики уже предсказывают перегруз рынка в 2021 году — учитывая, что сроки выхода в прокат для блокбастеров чаще всего с целью максимизации прибыли определяются студиями на месяцы, а нередко и годы вперед, те картины, что лишаются выгодных временных слотов в 2020-м, могут недобрать в прокате при выходе в менее удобные даты в 2021-м. Что касается остановившихся или отложенных съемок, то они, конечно, когда-нибудь возобновятся — вот только, может быть, далеко не все. Проекты, завязанные на участии звездных актрис и актеров, рискуют столкнуться с проблемой недоступности последних — у артистов уровня Брэда Питта или Леонардо Ди Каприо чаще всего съемочные графики расписаны на годы вперед, а значит, перенесенные сейчас съемки могут наложиться на будущие.

© Lucy Nicholson / Reuters /// Постер фильма «Мулан», который должен был выйти на экраны 27 марта, на опустевшем из-за карантина Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе

Что ясно точно, так это то, что таких потрясений киноиндустрия, по крайней мере, в Америке, не знала больше 100 лет: последний случай такого массового закрытия кинотеатров по большей части страны относится к 1918 году и эпидемии «испанского гриппа». Тогда за этим последовали фундаментальные изменения всей индустрии: маленькие компании и продюсеры, которые слишком осторожно реагировали на смену обстановки, в итоге обанкротились и вышли из бизнеса, а кинопроизводство и кинопоказ оказались сосредоточены в руках нескольких больших студий, которые в следующие пару десятилетий и сформировали тот голливудский ландшафт, который сохранился по сей день. Теперь, в 2020 году, перед индустрией снова стоит необходимость менять незыблемые на протяжении многих лет стратегии работы. Стоит также и заметить, что судьба гигантских концернов — ничто по сравнению с судьбами тех людей, на невидимом труде которых во многом держались десятилетиями сверхприбыли киностудий и которые из-за остановки экономики остаются сейчас без работы, а вскоре могут лишиться и средств к существованию. Их число в американской киноиндустрии составляет больше 200 тысяч — а по всему миру наверняка превышает миллион человек.