Как журналисты хоронили знаменитостей, юмор и свободу слова: главные медиаскандалы 2019 года

2019 год оказался урожайным на сенсации. С одной стороны, СМИ действительно везло на скандальные поводы, с другой — в дни тишины в информационном пространстве они в совершенстве освоили мастерство создания сенсаций из воздуха. «Лента.ру» собрала главные медиаскандалы года — настоящие, мнимые, раздутые до невероятных масштабов.

Репортеры без границ

Чем больше сенсаций, тем лучше. Чем меньше табу, тем больше трафика. Чем изощреннее копание в грязном белье, тем больше кликов. Таким был девиз уходящего года не только для таблоидов, но и для вполне серьезных СМИ. Отправной точкой, после которой журналисты уже не смогли остановиться, была смерть певицы Юлии Началовой 16 марта. В 2019 году Началова была далеко не на пике своей славы, однако СМИ это не остановило. Памятуя о миллионах кликов, которые в 2015 году принесло детальное освещение смерти страдавшей от рака Жанны Фриске, они ринулись в бой. Поживиться было чем: Началова ушла внезапно, у нее был целый букет заболеваний, которые, на первый взгляд, не могли спровоцировать такую неожиданную смерть. А значит, работой были обеспечены целые отделы науки в федеральных СМИ, изо дня в день корпевшие над все новыми и новыми кликбейтными статьями, объяснявшими, как это возможно — умереть от «ранки на ноге», диабета, сепсиса, подагры, супербактерии, и исследовавшие «новые страшные диагнозы» певицы.

Жизнь и смерть Началовой вдруг предстала перед читателями и зрителями неохватным национальным эпосом. О Началовой писали даже спортивные СМИ, с энтузиазмом обсуждая ее отношения с бывшим мужем, футболистом Евгением Алдониным, от которого певица родила дочь, и хоккеистом Александром Фроловым. Журналисты не оставили без внимания в буквальном смысле ничего из частной жизни Началовой: ни ее похудение, ни пластические операции, приведшие к проблемам со здоровьем. Широкое поле для творчества открыли похороны артистки: журналисты вели онлайны с кладбища, обсуждали гроб, в котором лежит Началова, и ее посмертный макияж. Но и похороны певицы не остановили страсти по Началовой в прессе и на телевидении. Могила усопшей оказалась чудотворной — и вновь стройными рядами потянулись вереницы статей и телесюжетов на тему, которая, казалось, никогда себя не изживет, пока кто-нибудь попросту ее не запретит.

С Началовой медиа переключились на продюсера группы «На-На» Бари Алибасова, который в июне отравился средством для прочистки труб «Крот». «Крот» довел Алибасова до комы, в которой продюсер провел несколько дней. В это время вся страна искала его пропавшего лысого кота, то находившегося, то вновь ускользавшего от своего коматозного хозяина. По возвращении из комы Алибасов отправился прямиком на телевидение — рассказывать про талибов и гонявшихся за ним в коме быков. Одни верили в то, что продюсер сошел с ума, другие были убеждены, что шоумен ценой собственной жизни пытается подогреть интерес к свежему творчеству ветерана отечественной поп-сцены — группы «На-На».

После излечения, которое некоторым показалось неправдоподобно быстрым, продюсер еще долго не уходил из хроник: то открыто конфликтовал с сыном, обвиняя его в попытках нажиться на его страданиях, то собирался судиться с производителем «Крота», то пытался растворить в средстве пластиковую крышку. Однако вскоре истерия с Алибасовым сошла на нет — заболела актриса Анастасия Заворотнюк, и медиа переключились на нее.

У звезды «Моей прекрасной няни» диагностировали рак мозга. Семья актрисы хранила молчание полтора месяца. В это время буйство фантазии журналистов не знало предела. Представители СМИ всеми правдами и неправдами пытались узнать подробности болезни артистки: беседовали с продавцами на рынке, у которых Заворотнюк еще будучи здоровой покупала продукты, предлагали миллион рублей сотрудникам клиники, в которой лечилась актриса. Высказаться спешили все: продюсер «Ласкового мая» Андрей Разин, певец Юрий Лоза, гражданский муж Жанны Фриске Дмитрий Шепелев, шаманы, астропсихологи, даже давно забытая звезда «Дома-2» Май Абрикосов. Заворотнюк изображали то жертвой экстракорпорального оплодотворения, то жертвой проклятия «Моей прекрасной няни», которое обсуждалось наряду с другим уже известным на тот момент проклятием — проклятием «Последнего героя».

Песенка спета

В апреле удар пришел, откуда его совсем не ожидали, — со стороны детской версии вокального шоу «Голос». Зрителей заставила сомневаться честная победа Микеллы Абрамовой в шестом сезоне телепроекта. Подопечная Светланы Лободы победила в результате зрительского голосования, согласно которому в суперфинале ее поддержали более половины голосовавших. Фанатам шоу такое распределение голосов показалось подозрительным, о чем они в эмоциональной форме сообщали в соцсетях. Первый канал, показывающий «Голос», обвиняли в обмане, а родителей девочки, певицу Алсу и бизнесмена Яна Абрамова, — в использовании своего влияния для того, чтобы привести дочь к победе.

Недовольство высказывали и известные личности, которые были уверены в победе другого конкурсанта — Ержана Максима, который в итоге стал вторым. Сомневаться в победе Микеллы заставило и поведение ее наставницы на конкурсе: Лобода напрямую не комментировала ситуацию, на следующий день она вместе с Аллой Пугачевой раздала альтернативные награды другим финалистам, а после заявила, что прекратит участвовать в детском «Голосе» в качестве наставницы.

© @mikellaabramova

В результате телеканал был вынужден запустить процедуру проверки голосования. Чтобы выявить подтасовку, был привлечен партнер Интерпола, компания Group-IB, которая занимается исследованием и защитой от кибератак. Специалисты по кибербезопасности установили, что накрутки в ходе голосования действительно были и велись с двух групп номеров. Результаты финала «Голоса» были аннулированы, и телеканал организовал спецвыпуск, в котором присудил победу всем девяти финалистам проекта, в том числе и Абрамовой, которая на съемки программы не пришла. Участникам вручили по миллиону рублей и предоставили возможность записать свои синглы в студии Universal, а систему голосования пообещали усовершенствовать.

«Отвечать будет Александр Друзь!»

В уходящем году даже проверенные проекты отечественного ТВ доказали, что по-настоящему способны изумлять. В феврале сильно удивил магистр «Что? Где? Когда?» Александр Друзь. Едва ли кто-то мог предположить, что его участие вместе с коллегой по интеллектуальному клубу Виктором Сидневым в «Кто хочет стать миллионером?» обернется крупным скандалом.

Главный редактор «Кто хочет стать миллионером?» Илья Бер заявил, что перед съемками передачи в ноябре 2018 года Друзь пытался обманом выиграть главный приз — три миллиона, заранее узнав ответы на вопросы. По словам главреда, ради этого знаток был намерен подкупить его, предложив разделить выигрыш.

Бер объяснил, что сначала оставил предложение без внимания, но потом захотел воспользоваться возможностью, чтобы уличить известного знатока в жульничестве. Редактор согласился на треть выигрыша и передал Друзю ответы, при этом записав переговоры с ним, но перед съемками передачи изменил все вопросы после девятого. Тем не менее Друзь и Сиднев дошли до 15-го вопроса и ушли домой, выиграв 200 тысяч рублей.

После суток молчания Друзь представил свою версию событий. По его словам, сделку ему предложил сам Бер, а он решил посмотреть, как далеко это может зайти. По словам знатока, они заранее договорились с Сидневым не выигрывать, если увидят надиктованные им вопросы, и собирались рассказать руководству передачи о ситуации, но изменили решение, заметив, что часть вопросов не совпадает.

Обоюдный выпад не остался без последствий для обоих. За неэтичное поведение и бросание тени на репутацию канала Друзя на неопределенный срок отлучили от участия в «Что? Где? Когда?», а Бера — от работы над «Кто хочет стать миллионером?» Генеральный директор Первого канала Константин Эрнст предположил, что разгоревшийся скандал связан не столько с жульничеством, сколько со сведением личных счетов Друзя и Бера. Редактор передачи также является игроком «Что? Где? Когда?» и знаком с Друзем на протяжении 15 лет.

Дузь как игрок команды Сиднева не участвует в проекте почти год, но при этом с осени имеет право присутствовать в зале. Он получил такую возможность после извинений перед правлением Международной ассоциации клубов «Что? Где? Когда?» В качестве игрока он вернется в клуб с начала следующего года. Вернулся ли Бер к работе над «Кто хочет стать миллионером?», публично не сообщалось.

Страсти по Малахову

Живой классик жанра треш-шоу на отечественном телевидении Андрей Малахов осенью угодил сразу в два громких скандала. Сначала умудрился обидеть киргизов, едва не раздув международный скандал, а затем — популярных Instagram-блогерш.

Киргизскую диаспору возмутила подача смерти сына «колбасного короля», россиянина Александра Маругова, который погиб в ДТП. В посвященном Маругову выпуске ведущий предположил, что его смерть за деньги мог подстроить таксист — уроженец Киргизии Исламбек Акбаров, с машиной которого столкнулся мотоцикл погибшего.

«Дай ему 100 тысяч долларов, и они сделают счастливыми всю его семью, весь аул», — сказал Малахов в эфире.

Возмущенные такими суждениями киргизы запустили в социальных сетях хештег #maLOHov. В дискуссию включились и местные парламентарии: они с новой силой заговорили о необходимости отказа от кириллицы и перехода на латиницу. Сложившаяся ситуация вынудила Малахова извиниться. Ведущий попросил у народа прощения, начав эфир со слов на киргизском языке.

Спустя месяц вокруг ток-шоу вновь разгорелся скандал из-за выпуска об эскортницах. Редакция «Прямого эфира», опираясь на данные Telegram-канала «Рынок шкур», подготовила разоблачения нескольких Instagram-блогерш, которые соглашались оказать интим-услуги. В программе без обвинений, но все же прозвучали фамилии известных персон, таких как Наталья Рудова и Настасья Самбурская, имеющих многомиллионную армию фанатов в Instagram. Более того, в заставке выпуска использовалась фотография бывшей участницы группы «Серебро» Ольги Серябкиной. Знаменитости не стерпели такого отношения к себе: Серябкина подготовила иск в суд, а Рудова и Самбурская обвинили ведущего в том, что он сам предлагал им знакомиться с олигархами.

«Вечерний М»

Одиозный ведущий Владимир Соловьев в уходящем году кричал в эфирах так, что, по его собственному выражению, в соседних домах едва не вылетали стекла. Одинаково ненавидимый украинцами и либералами, осенью 2019 года он сумел настроить против себя еще и татар. Во время эфира на радиостанции «Вести FM» он сорвался на слушателя, который в сети обозвал его «путиноидом» и лакеем. Зачитывая комментарий, ведущий имитировал характерный восточный акцент.

«Некто Хасанов из Татарстана... Ты — мразь! Не позорь Татарстан, мразь! Лакей, путиноид... Ты-то чей? Отдам твой телефон, проверять таких, как ты, надо! А потом они в ИГИЛ (запрещенная в России террористическая организация — прим. «Ленты.ру») всплывают!» — ответил юзеру в эфире Соловьев.

Один из слушателей настолько возмутился агрессивной тирадой Соловьева, что пожаловался на него в Роскомнадзор, а также в Следственный комитет и Генпрокуратуру. Слушатель потребовал завести в отношении ведущего дело по статье 282 Уголовного кодекса — «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Недопустимость высказываний Соловьева отметили в Казанском Кремле. Его официальный представитель отметила, что не очень честно вступать в полемику с оппонентом, который не может ответить.

Привлекать к ответственности ведущего не стали за отсутствием состава преступления. А сам Соловьев пожаловался на травлю в его отношении. Незадолго до этого музыкант Борис Гребенщиков записал ироничную песню «Вечерний М» о «подлинном труженике наших времен» — «вечернем мудозвоне». Многие слушатели сошлись во мнении, что в песне речь идет о собирательном образе российского пропагандиста, работающего на телевидении. Некоторым показалось, что Гребенщиков имел в виду Соловьева. В ответ на это ведущий заявил, что музыкант «деградировал до куплетиста», и усмотрел в этой песне «тлетворное влияние» «бандеровской Украины».

Цензура или хайп?

К концу года самый высокооплачиваемый российский юморист Максим Галкин окончательно утвердился в образе оппозиционера, аккуратно подпитываемом на протяжении 12 месяцев. Галкин поддерживал несправедливо задержанного Ивана Голунова и призывал подписчиков быть граждански активными, а в ноябре во время выступления в Новосибирске пародист (он же ведущий Первого канала) открыто заявил о политической цензуре на российском телевидении. По мнению юмориста, на ТВ вернулись «советские времена, в худшем смысле слова» и теперь «нам сразу разжевывают и говорят: это враги, вы сюда, это сюда».

Как только запись с выступления попала в сеть, Галкина осадили критики. О свободе слова на телевидении заявили Владимир Соловьев и Артем Шейнин. Первый сказал, что на его телеканале цензуры нет, а второй объяснил заявление Галкина желанием привлечь к себе внимание и «освоить политическую поляну». В адрес артиста посыпались упреки в том, что он кусает руку, которая его кормит, и пророчества о грядущей отмене его концертов. Впрочем, у Галкина нашлось множество именитых заступников, таких как Владимир Познер и Владимир Винокур, а предсказания оказались ложными — артист продолжил выступать.

Можно представить замешательство российских пропагандистов, рьяно отстаивающих легенду о независимом телевидении, когда к концу года о цензуре на российском ТВ заявил сам гендиректор Первого канала Константин Эрнст. В беседе с журналистом New Yorker он пояснил, что поручения сверху чаще всего не передаются словами, а понимаются исполнителями на местах интуитивно.

О политической цензуре на телевидении заговорили вновь в связи с декабрьскими инцидентами на ТНТ. После первой встречи президента России Владимира Путина с украинским лидером Владимиром Зеленским ТНТ объявил о показе сериала «Слуга народа» с Зеленским в главной роли. СМИ с помпой разнесли эту весть, однако, когда шумиха подутихла, оказалось, что после трех серий канал не стал продолжать транслировать сериал. Внимательные зрители заметили, что как раз после третьей серии в «Слуге народа» встречаются шутки о российском политическом руководстве, и связали решение ТНТ с цензурой. Однако в самой телекомпании спешно заверили, что трансляция сериала по ТВ была лишь маркетинговым ходом, призванным заинтересовать зрителей, чтобы потом перенаправить их досматривать сериал на платную онлайн-платформу Premier.

Хайп вокруг этой темы достиг таких масштабов, что следующие пара инцидентов с Premier заставили поверить в то, что владельцы платформы намеренно искусственно генерируют инфоповоды. Сначала с Premier пропал эпизод сериала «Эпидемия», по сюжету которого силовики расстреливают мирных жителей. А затем исчез выпуск шоу «Хейт ток» с Артемием Лебедевым. И если серию «Эпидемии» пообещали вернуть, то судьба выпуска с Лебедевым остается неясной.

КВН, корыстный и беспощадный

«КВН уже не тот», — год за годом не устают повторять многочисленные критики юмористической передачи.

Им 2019 год предоставил щедрую возможность вновь позлорадствовать над программой и ее создателями. В октябре бывший игрок КВН, а ныне известный стендап-комик Нурлан Сабуров, в интервью блогеру Юрию Дудю рассказал о поборах в Клубе веселых и находчивых. Он назвал несправедливым то, что за возможность играть в КВН команды должны регулярно платить взносы.

«Ты тратишь деньги, чтобы рассмешить людей? По мне это странно», — выразил он мнение, добавив, что деньги уходят «непонятно кому», а размер взноса тем больше, чем выше лига, в которой играет команда.

То, что коллективы платят деньги региональным лигам, которые организуют игры, секретом не являлось. Однако на этот раз информация произвела эффект разорвавшейся бомбы. Журналисты ринулись пытать на предмет взносов президента Международного союза КВН Александра Маслякова и всех причастных к игре.

Спустя несколько дней к обсуждению подключились земляки Сабурова, игроки КВН из Казахстана. Они пояснили, что поборы в мелких лигах — «нормальное» явление, ведь устроителям необходимы средства на организацию отбора участников и концертов. Как писала в 2018 году «Комсомольская правда», по некоторым оценкам, за один сезон лиги КВН могут собирать 220-260 тысяч долларов в качестве взносов (13,7-16,2 миллиона рублей).

Дух генерала Карбышева настиг Наталью Медведеву

В 2019-м коллективу Comedy Woman пришлось расплачиваться за шутку 2013 года о духе насмерть замерзшего генерала Дмитрия Карбышева. «Тихо. Чувствуете? Прямо холодок по спине пробежал», — говорила персонаж Екатерины Варнавы. «Это мужик из рекламы Mentos дыхнул!» — отвечала героиня Надежды Сысоевой. «Нет. Это замерзший дух генерала Карбышева. Он подошел к тебе сзади и приобнял», — заключала героиня Натальи Медведевой.

На шутку спустя шесть лет обратил внимание режиссер Никита Михалков. В своей программе «Бесогон» он назвал участниц скетча овцами, которые не понимают, что на такие темы не стоит шутить, ведь Карбышев — реальный персонаж, погибший в нацистском концлагере после того, как его облили водой на морозе.

Произнесшая эту шутку в 2013 году Медведева об этом не знала, и была убеждена, что Карбышев — вымышленный образ. На тот момент уже бывшей участнице Comedy Woman пришлось извиняться и уточнять, что актрисы на сцене Comedy Woman — лишь исполнительницы, которые воспроизводят текст, написанный сценаристами и утвержденный продюсерами. Но раскаиваться было уже поздно: к делу подключился внук генерала Карбышева, который заказал экспертизу. Представленный им психолого-лингвистический анализ показал, что юмористический скетч не только оскорбляет достоинство Героя Советского Союза, но и реабилитирует фашизм, и глумится над российскими ценностями. Потомок Карбышева потребовал от Следственного комитета возбудить уголовное дело, однако следователи не нашли достаточно оснований для этого.

Грузинский журналист обматерил Путина

Эфир вечером 7 июля на оппозиционном грузинском телеканале «Рустави 2» всколыхнул разу две страны — Грузию и Россию. Ведущий авторской программы «Постскриптум» Георгий Габуния в прямом эфире осыпал российского президента Владимира Путина отборными матерными выражениями. Главу государства он назвал «вонючим оккупантом», а россиян — его рабами, которым не место в Грузии.

Жители страны в этот же день собрались около здания телеканала, кидая в него веники, яйца и бутылки и требуя отставки топ-менеджмента и увольнения Габунии. Некоторые сотрудники телеканала здесь же рвали свои пресс-карты, отказываясь продолжать работать в компании. Боясь за безопасность других работников, «Рустави 2» пришлось на время прервать вещание.

© Георгий Габуния Кадр: Youtube

Не на стороне телеканала выступили также представители грузинских властей, в своих официальных заявлениях осудившие высказывание журналиста. В России демарш со стороны Габунии посчитали провокацией, выгодной бывшему президенту Грузии Михаилу Саакашвили. В 2009 году принадлежавший ему офшор Degson Limited владел 70 процентами телеканала, который в то время активно его поддерживал.

На обматерившего Путина ведущего обрушилась критика, по накалу мало уступавшая выступлению самого Габунии. Высказаться поспешили множество публичных персон, зачастую совершенно не имеющих отношения к политике. Продюсер музыкального коллектива «Ласковый май» Андрей Разин заявил, что группа никогда больше не будет выступать в Грузии. Российская телеведущая Ирада Зейналова выступила с более решительным заявлением, выразив готовность набить Габунии морду. Однако дальше всех хотел зайти сенатор Арсен Фадзаев, призвавший казнить журналиста.

Телекомпания извинилась за слова журналиста, но увольнять его не стала, а лишь временно отстранила от работы. Многие ожидали, что по поводу выходки Габунии выскажется сам Путин, но его ответ оказался более сдержанным, чем можно было ожидать. «Много чести, пусть вещает дальше», — сказал он в ответ на предложение возбудить в отношении Габунии уголовное дело. Журналисту хватало преследований и в его стране. На дом ведущего повесили позорную табличку, а сам он, как сообщалось, практически перестал выходить из дома из-за проводящихся против него митингов.

BadComedian победил

В 2019-м известный блогер BadComedian (Евгений Баженов) едва не поплатился за свои едкие обзоры. В январе на него подала в суд кинокомпания Kinodanz, фильм которой Баженов ранее критиковал. Претензии компании касались именно этой картины: BadComedian якобы нарушил объемы цитирования ленты «За гранью реальности» в обзоре. Истец требовал от блогера компенсации в размере миллиона рублей. При этом, как говорил BadComedian, студия прикрывалась поддержкой Минкультуры и обвиняла его в порче репутации.

© Кадр: Youtube

В свете этих событий вокруг Баженова сплотились даже те, кого он обычно разносит в пух и прах. Режиссеры Федор Бондарчук, Владимир Бортко, Сарик Андреасян, Александр Роднянский сошлись во мнении, что критика российскому кино необходима, пусть она зачастую и неприятна им самим.

Над BadComedian нависал угроза закрытия канала, и он подумывал искать другие способы распространения своего контента. Но ситуация разрешилась для блогера успешно. После волны общественного осуждения студия отозвала иск.

Ах, эта свадьба...

Главной свадьбой 2019 года стало эпатажное бракосочетание Ксении Собчак и режиссера Константина Богомолова, интерес к которому пара всячески подогревала заранее. Собчак давала восторженные интервью о возлюбленном глянцевым изданиям, Богомолов признавался ей в любви в Instagram. А непосредственно перед торжеством они пришли на шоу к Ивану Урганту.

Свадьбу сыграли в пятницу, 13 сентября. Мероприятие превратили в грандиозное иммерсивное шоу, за которым следили федеральные СМИ. В ЗАГС они приехали на катафалке с надписью «Пока смерть не разлучит нас». С катафалка пара пересела в карету, в которой отправилась в храм на венчание. Торжество продолжилось в Музее Москвы, где проходил свадебный банкет на 300 персон. Празднование проходило за закрытыми дверями, но в СМИ просачивались отдельные моменты вечера. Одним из самых обсуждаемых стало видео с танцем полуголой Собчак под песню «Войди в меня, войди в мои сны». В РПЦ его посчитали грехом, совершенным сразу после венчания, а таблоиды поспешили подхватить хлебную тему, окрестив танец «похабным» и охарактеризовав его как «пошлую выходку».

В связи со свадьбой новости о Собчак полностью заполнили информационное поле. Когда казалось, что больше их быть уже не может, в СМИ появилась новая сенсация — журналистка станет новой ведущей шоу «Пусть говорят». Первые слухи о передаче с Собчак на Первом канале появились еще в мае, но тогда сама знаменитость говорила, что пока лишь ведет переговоры с Эрнстом по поводу сотрудничества. Однако накануне свадьбы на сайте канала появился таинственный тизер, в котором Собчак, лежа в ванне, говорит собеседнику по телефону: «Привет, Андрей! Он мне сделал предложение, от которого невозможно отказаться!» Видео сопровождалось подписью: «Ксения Собчак. Скоро на Первом».

Уже на следующий день о звезде писали как о новой ведущей «Пусть говорят». Мол, в ролике речь шла совсем не о Богомолове, а о предложении Эрнста. Первый канал слухи не подтверждал и не опровергал, интригу подогревал ответный ролик Андрея Малахова, ведущего программы-конкурента «Пусть говорят» на «России 1». Вместе с женой он улегся в ванну и сказал в телефонную трубку: «Да, моя дорогая. Ты знаешь, сколько у него было таких, как ты». Казалось, вот-вот будет сделано официальное заявление с подтверждением нового статуса Собчак, но его так и не последовало. Вместо этого в декабре появилась свежая порция неподтвержденной информации о том, что Собчак приступила к съемкам шоу для Первого.

Юморист-миллиардер

По информационному выхлопу со свадьбой Собчак может соревноваться разве что развод ветеранов отечественной юмористической сцены — Евгения Петросяна и Елены Степаненко. Новость о том, что Степаненко подала в суд на раздел имущества, для многих россиян, выросших на «аншлаговском» юморе и свято веривших в нераздельность творческого и семейного союза, прозвучала как гром среди ясного неба.

Поскольку причины развода ни одна из сторон не раскрывала, в медиа множились слухи об истинных мотивах их разрыва. Звучала версия о том, что Петросян ушел от Степаненко к молодой помощнице, и, напротив, что жена нашла себе молодого любовника. А к концу года появилась информация: Петросян женился в пятый раз. Ни один из этих слухов официально не был подтвержден, журналисты информируют аудиторию о происходящем со слов знакомых бывших супругов.

К обсуждению скандала подключились даже люди далекие от копания в грязном белье знаменитостей. Ведь выяснилось, что всеми любимый юморист оказался миллиардером. По крайней мере, представители Степаненко оценили их совместно нажитое имущества минимум в 1,5 миллиарда рублей. Мало кто представлял, что юмор в России может быть таким прибыльным делом. Кого-то история Петросяна могла вдохновить заниматься комедией, но все же большинство комментаторов после распада самой крепкой пары на российской эстраде, прожившей вместе больше 30 лет, лишь разочаровались в любви.