Войти в почту

Как изменилось потребительское поведение в 2023 году

Как изменилось потребительское поведение в 2023 году

Как изменилось потребительское поведение в 2023 году
© Авторадио

12 сентября 2023 года на площадке Восточного экономического форума в рамках серии паблик-токов PRO-Тренды на стенде ИД «АиФ» состоялся паблик-ток, посвященный финансовым трендам и экономическому поведению наших соотечественников.

 

Экономика России выстояла перед давлением санкций и успешно переориентируется на Восток и новых партнеров из дружественных стран. На международной арене всерьез заговорили о введении единой валюты БРИКС, а российские эксперты взвешивают риски и оценивают преимущества юанизации экономики страны. В ЦБ также обратили внимание на быстрый по историческим меркам рост реальных зарплат и, как следствие, — увеличение доходов населения, что привело к рекордному уровню потребительского оптимизма и снижению нормы сбережений домохозяйств. При этом высокий спрос на труд в условиях рекордно низкой безработицы поддерживает высокие темпы роста зарплат. Как простимулировать покупательный интерес соотечественников и может ли потребительский спрос стать двигателем экономики, обсудили авторитетные эксперты.

 

В дискуссии в том числе принимали участие:

Кирилл Родин, директор по работе с органами государственной власти ВЦИОМ,

Елена Мулланурова, бренд-директор ИД «АиФ».

Открывая беседу, Кирилл Родин привел опрос ВЦИОМ, в соответствии с которым сегодня россияне склонны более пессимистично оценивать текущую ситуацию, ощущать ее на себе и делать более пессимистичные прогнозы, однако, по словам эксперта, это не создает паники в финансовом поведении. Так, по сравнению с январем к августу оценка уровня инфляции у соотечественников возросла с 32% до 45%. Относительно прогноза по развитию уровня инфляции 37% россиян ожидают существенный рост цен, 48% считают, что цены вырастут, но незначительно. Говоря о сберегательных счетах, почти 70% россиян говорят, что хранят свои сбережения в рублях: перед лицом новых санкций, обострения политических отношений россияне доверяют рублю.

Елена Мулланурова предположила, что, возможно, такое финансовое поведение россиян, напротив, говорит об оптимизме россиян: они стали больше доверять валюте, понимают, куда ее тратить, понимают, что предпосылок для того, чтобы они активно тратили доллары и евро, и уж тем более юани, не так много.

 «Я бы назвал это перспективным оптимизмом. Россияне стали более адекватно оценивать уровень своей финансовой грамотности, перестали участвовать в финансовых авантюрах, большинство россиян хранят деньги в рублях, и это можно назвать сдержанным или перспективным оптимизмом», — ответил Кирилл Родин.

Эксперт также прокомментировал появление в финансовой жизни соотечественников цифрового рубля: 70% сограждан информированы о нем, однако широкого знания о нем не имеют, поэтому говорить о скором вводе его в обиход пока преждевременно.

 Кирилл Родин напомнил результаты опросов ВЦИОМ, которые показали, что россияне безусловно заметили уход западных брендов, но не сочли это серьезным жизненным вызовом, хотя и испытывали сожаление относительно избранных брендов, 2-3% опрошенных сожалели об уходе ИКЕА.

Эксперт обратил особое внимание на локальную, фермерскую продукцию. Это целые линейки местных брендов, которые в регионах пользуются большим спросом, чем федеральные бренды.

«В регионах в части пищевой продукции бывает несколько таких локальных брендов, и они очень популярны, потому что это короткая производственная цепочка, это качество, и, теоретически, это производитель, которого, в случае чего, можно еще и пощупать», — пояснил Родин.

Отметили участники беседы и продвижение регионального туризма. Елена Мулланурова отметила, что важно не только привлечь к себе туристов, но и заставить его возвращаться, рассказывать другим людям.

 «Это непростая задача, поскольку инфраструктура еще хромает, и одна из важных задач, в том числе по развитию туризма, сделать так, чтобы людям хотелось вернуться в места, которые они уже посетили», — заметила Мулланурова.

В результате беседы эксперты пришли к единому мнению, что отечественный потребительский рынок вышел из фазы кризиса, потребители оправились от первого шока, вызванного новой геополитической ситуацией, успешно пережили уход западных брендов и с надеждой смотрят вперед, покупая продукцию местных производителей, и таким образом вкладываются в российскую экономику.