Латвия за полгода экспортировала в Россию виски на 68 млн евро

Латвия за первое полугодие 2023 года поставила в Россию крепкого алкоголя почти на 130 млн евро. По словам экспертов, это значительный объем. Еще интереснее выглядит картина конкретно по виски.

Латвия за полгода экспортировала в Россию виски на 68 млн евро
© BFM.RU

Всего, согласно данным латвийской госстатистики по экспорту, за первые полгода 2023 эта страна отправила в другие государства крепкого алкоголя на 222 млн евро. Более половины от этой суммы, 130 млн евро, — это поставки в Россию. По подсчетам генерального директора Клуба профессионалов алкогольного рынка Максима Черниговского, это около 8% от всего завезенного в Россию крепкого алкоголя за указанный период. Если брать отдельно виски, то экспорт в Россию латвийские госорганы оценили в 68 млн евро. С нашей стороны границы это уже 16% от всего объема этого наптка, ввезенного за полгода в Россию. То есть через Латвию везут много. Но откуда везут остальное? Комментирует Максим Черниговский:

Максим Черниговский генеральный директор Клуба профессионалов алкогольного рынка «Надо разбивать все на сегменты. Коньяк и бренди — это Грузия, Армения, Франция, Молдова, Испания, Южная Осетия. И так еще около 50 стран. Если мы говорим о виски, то это Соединенное Королевство — те заводы, которые не отказались поставлять свою алкогольную продукцию. Это заводы Великобритании, Прибалтика, Армения, Франция. Ну и Тайвань есть, и даже Бермуды и Испания... Много стран. И Китай, и Колумбия, и Куба, и Белоруссия! Так что стран много».

Звучит как тост. Но тут стоит в тысячный раз оговориться, что европейские санкции запрещают продавать в Россию только алкоголь дороже 300 евро за бутылку. Все остальное — пожалуйста. Компании, которые перестали поставлять напитки дешевле этой суммы, сделали это сами. По своей воле. Но на практике получается, что они и не перестали. Сделаны были только громкие заявления. На самом деле все эти производители, отправляющие в Латвию свою продукцию в указанных объемах, прекрасно понимают, что латыши столько не выпьют. И также прекрасно они понимают, куда алкоголь пойдет дальше, говорит редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» Денис Пузырев, который и обратил внимание на латвийскую статистику и возмутился этими двойными стандартами:

Денис Пузырев редактор телеграм-канала «Пьяный мастер» «Для своей внутренней публики британские производители говорят: «Нет, мы не будем иметь дело с Россией». И в то же время они продолжают отгружать, и к ним не подкопаешься, потому что формально это все идет не в Россию, а в Латвию, где получателями являются зарегистрированные в Латвии компании. Которые уже после этого переправляют весь товар на российский рынок, в том числе по схемам параллельного импорта, о которых мы все прекрасно знаем».

Российская статистика подтверждает: цифры важнее слов. Для всех. Продолжает руководитель аналитической группы «Алкоэксперт» Юрий Юдич:

Юрий Юдич руководитель аналитической группы «Алкоэксперт» «В начале года был всплеск импорта — он по отношению к 2022 году вырос на 25-30% по разным категориям. Виски, например, на 36% выросло. Возможно, это было связано с тем, что вначале только начался резкий рост курса доллара и все запасали. А сейчас на высоком курсе доллара такого импорта уже не будет, потому что будут распродавать остатки. Ну, конечно, сейчас будет снижение уровня во втором полугодии и, возможно, даже критическое снижение. Но в любом случае импорт живет и колеблется в рамках колебания курса доллара и вообще сезонных активностей».

Что касается перспектив повышения цен, то, по словам экспертов, это неизбежно. Вопрос в том, вырастут ли они прямо пропорционально изменению курса или кто-то будет готов пожертвовать частью маржи, потому что покупательскую способность россиян со счетов списывать тоже не стоит.

Есть и альтернативная стратегия для российских импортеров алкоголя: найти за рубежом производителей-ноунеймов, чья продукция по качеству не уступает раскрученным в России брендам. Найти, купить, привезти и уже тут убедить нашего потребителя в том, что качество действительно не хуже. Сделать это при практически полном запрете на рекламу алкоголя — задача со звездочкой. Тут, что называется, без пол-литра не…