Назвался коучем – создавай марафон: каждый третий опрошенный обращался к услугам таких тренеров
Каждый третий опрошенный обращался к услугам коучей, психологов и бизнес-консультантов: 75% считают, что они могут быть полезны в развитии личностных навыков, 73% — навыков руководителя, а 77% — для повышения мотивации в занятиях спортом. Такие результаты получило агентство «Михайлов и Партнёры. Аналитика» в результате опроса в рамках социологического проекта «#МЫСЧИТАЕМ». Исследование показало большой интерес и доверие россиян к «личностному росту», саморазвитию, эзотерике и нетрадиционным практикам – результаты есть в распоряжении Sostav.
Путь к личностному росту90% респондентов отметили, что саморазвитие – это важная для них ценность, 44% занимаются им регулярно. Основной источник для большинства – это видеоуроки и лекции (69%), специальная литература и статьи (64%). Каждый третий (32%) отметил, что обращался к услугам таких специалистов, как психологи (15%), коучи (14%), бизнес-консультанты (12%). Доля клиентов таких специалистов несколько выше среди молодежи до 34 лет (44%).
Чаще всего отмечалось, что тренеры и коучи могут быть полезны в развитии личностных навыков (75%), навыков руководителя (73%), а также для повышения мотивации в занятиях спортом (77%). Две трети участников исследования уверены, что занятия с коучами позволяет достичь успеха в целом (67%), способствуют карьерному росту (67%), а также помогут решить проблемы с лишним весом (66%). 62% респондентов доверяются этим специалистам в решении проблем между детьми и родителями или в межличностном общении (60%). Каждый второй (52%) верит в то, что тренинги могут помочь и в поиске партнера.
При этом довольно велика часть опрошенных, которые уверены в том, что занятия с коучами могут быть эффективными и для лечения заболеваний – хронических (26%) и даже смертельно-опасных, в том числе онкологических (20%).
Одновременно участники исследования продемонстрировали достаточно высокий уровень доверия суевериям и эзотерическим учениям. 78% ориентируются на них при планировании или принятии каких-то решений в работе, бизнесе или личной жизни. Более чувствительны ко всем этим явлениям женщины и молодежь до 34 лет.
Каждый шестой респондент (17%) обращался к специалистам в области народной медицины, гомеопатии, нумерологии, ясновидения, НЛП, соционики, родологии, различных видов гаданий и направлений астрологии. При этом почти каждый второй (46%) из них остался доволен оказанной помощью.
Половина участников исследования (51%) отметили, что они интересуются, либо занимаются сами перечисленными выше практиками, и только треть (31%) к этим направлениям абсолютно равнодушны.
Более всего опрошенные склонны доверять народной медицине (73%), астрологии (53%) и гомеопатии (48%). Различные виды гаданий несколько чаще считаются мошенничеством. Неоднозначно также оценивается ясновидение и работа с аурой.
Назвался коучем – создавай онлайн-марафонНесмотря на готовность доверить коучам решение многих вопросов, большинство респондентов (68%) спонтанно не может вспомнить никого из специалистов этого профиля. Те же, кто смог назвать конкретные фамилии известных коучей, также не были единодушны – всего было названо более 400 персоналий. Из них относительно часто упоминались Ирина Хакамада и Елена Блиновская – про них спонтанно вспомнили по 3% участников исследования.
При этом выяснилось, что далеко не все, кто называет себя коучами, воспринимаются таковыми аудиторией. При спонтанном ответе на вопрос «Занимались ли вы с коучами» только 14% ответили положительно. Однако после ответов на вопрос с подсказкой по конкретным персоналиям выяснилось, что еще 8% ходили на тренинги к блогерам, хотя спонтанно до этого об этом не вспомнили. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в целом к услугам коучей или блогеров, которые себя одновременно позиционируют таковыми, обращался каждый пятый представитель городского населения (22%). Наиболее часто респонденты упоминали о том, что посещали тренинги Блиновской (11% от всех обращавшихся), Ивлеевой (9%), Валеева (9%), Шабутдинова (8%), Усмановой (8%) и Тодоренко (8%).
В занятиях с коучами наиболее популярными форматами являются онлайн-марафоны – таким образом обучались почти половина тех, кто обращался к их услугам, и онлайн-занятия в группе (41%). Формат онлайн-марафонов оказался более популярным среди женщин – так занимались 54% женской аудитории коучей, в то время как среди мужчин этот показатель составил 34%.
Большинство клиентов коучей оказались довольны результатом работы с ними: 82% отметили высокую эффективность.
Цена успехаОпрос показал, что суммы расходов на коучей варьируются в широком диапазоне. Более половины (56%) потратили за три года меньше 50 тыс. руб., однако были и те, чьи расходы на услуги таких специалистов составили от 300 тыс. до 1 млн руб. (6%). 2% отметили, что расходы превысили 1 млн руб.
Молодежь до 35 лет в среднем тратит на обращение к коучам больше, чем взрослые. Для половины (51%) всех клиентов расходы на тренинги были ощутимы по сравнению с их личным бюджетом, а каждый четвертый из них (26%) обращался для оплаты занятий к заёмным средствам.
Абсолютное большинство (82%) знают или что-то слышали о том, что против отдельных блогеров и коучей проводятся налоговые проверки и возбуждают уголовные дела. Чаще всего в этом контексте вспоминают фамилии Е. Блиновской (46%), В. Чекалиной (26%), Д. Зотеевой (17%) и А. Ивлеевой (14%). В оценках действий налоговой относительно этих персоналий респонденты более единодушны: 76% отмечают, что возбуждение уголовных дел против тех, кто уходит от налогов, справедливо.
Кому же доверитьсяДве трети респондентов (66%) скорее согласны с утверждением о том, что среди блогеров и коучей много мошенников, 59% готовы называть их «инфоцыганами». Более половины (54%) склонны считать понятия «мошенники» и «инфоцыгане» равнозначными понятиями.
В то же время есть коучи, профессионализм которых оценивается высоко – респонденты не готовы называть их мошенниками. Лидерами этого списка стали Брайн Трейси, Роберт Кийосаки, Радислав Гандапас, Игорь Манн, Максим Батырев и Тони Роббинс. Среди тех, кто знает этих коучей, более 70% отметили, что это профессионалы высокого уровня. В конце же этого списка оказались Елена Блиновская и Валерия Чекалина (Лерчек) – в их профессионализме намного чаще сомневаются, а более трети опрошенных оценивают компетентность на самые низкие баллы.
Практически все (93%) считают мошенничество актуальной проблемой для России, три четверти опрошенных (74%) сталкивались с попытками мошенничества, в том числе с телефонными мошенниками – 65%, интернет-мошенниками – 38%.