Политологи рассказали, каким должен быть хороший школьный учебник по истории

Единые стандарты обучения – ключ к повышению качества образования. В первую очередь это касается единых учебников по истории и обществознанию. К такому выводу пришли политики и эксперты в рамках панельной дискуссии Экспертного института социальных исследований «Российское общество: ценности и нравственные ориентиры», состоявшейся на площадке форума «Дигория».

Политологи рассказали, каким должен быть хороший школьный учебник по истории
© Деловая газета "Взгляд"

Центральную роль в укреплении нравственных ориентиров играет система образования. Она является стратегическим приоритетом государства, и в целом российское образование всегда было одним из лучших, отметил министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

«Сегодня мы, анализируя дореволюционный опыт, опыт советского периода, настоящий опыт, понимаем, что очень важна системность образования. Единое содержание, единые стандарты для каждого школьника, который обучается в любом регионе нашей страны – отсюда и качество образования», – подчеркнул министр.

«Вторая наша задача – воспитание. Сегодня мы имеем комплексную систему воспитательной работы: исполнение гимна, уроки «Разговоры о важном», формирование Российского движения детей и молодежи. Третий момент – информационные технологии. Мы разработали систему «Моя школа», чтобы использовать возможности интернета. Мы исключаем деструктивное влияние, которое оказывают зарубежные мессенджеры. Четвертое направление – материально-техническая база: строительство и ремонт школ, детских садов, развитие системы дополнительного образования», – добавил министр.

Для развития образовательной системы важно актуализировать школьные учебники. В частности, учебники по истории, отметил Юрий Никифоров, советник Департамента по координации вопросов государственной политики в исторической и гуманитарной сферах Управления президента Российской Федерации по общественным проектам.

«Нужно вернуть интересную историю в школы, но при этом сохранить суверенный взгляд на историю. Мы подошли к стадии, когда в перечне учебников есть только три линейки, допущенных к изучению. Новый учебник истории для 10-11 классов должен попасть в школы уже к 1 сентября», – сказал он.

«Единый учебник содержит тот перечень имен, событий, который должен знать каждый гражданин России. Противостоит этому наш идеологический противник под предлогом того, что государство якобы пытается навязать всем свои трактовки. Противник пытается внушить идею, что официальным историкам веры нет. Однако наше уважение к предкам, к истории должно автоматически быть уважением к правде, к точности. Если ты любишь своих предков, то не можешь допустить фальшивое, гнилое слово», – добавил спикер.

С инициативой о необходимости разработки единого учебника по обществознанию выступила Елена Бродовская, доктор политических наук, профессор департамента политологии и массовых коммуникаций Финансового университета при правительстве Российской Федерации. «Когда школьник берет нынешние учебники по обществознанию в руки, он видит, что это совершенно не соотносится с жизнью, это не о России и не для России», – отметила она. «Работа над единым таким учебником – это наш системный ответ вызовам западноцентризма. Мы обязаны ответить, если хотим сохраниться как пространство нормальности, ведь в эпицентре информационных войн – дети и молодежь. Стране совершенно не важно, чтобы на выходе школьник знал 80 определений понятий общества», – подчеркнула политолог.

Страна заинтересована в устремленных в будущее гражданах, патриотах, созидателях, тех, кто вместе с нами движется к России нашей мечты, считает Бродовская. «Наша задача – не быть пигмеями, у которых забрали что-то ресурсное и дали взамен разноцветные бусы. Ценность суверенитета непреложна, и доносить ее до школьника нужно так, чтобы это не было пустым звуком. У нас есть все возможности, чтобы сделать продукт стратегически важным, интересным, технологичным», – убеждена она.

Выстраивать грамотную, соответствующую времени и вызовам образовательную работу нужно и в вузах. Для этого сегодня многими экспертами разработан курс «Основы российской государственности», поделился Андрей Полосин, проректор РАНХиГС при президенте Российской Федерации, научный руководитель проекта «ДНК России», доктор политических наук.

«Сколько человечество себя знает, столько же оно пытается себя осознать. И мы живем в момент времени, когда нам предстоит хорошо сформулировать вопросы и найти ответы, сформулировать безопасность для себя, для своих детей. Нам нужно умудриться ответить на вопрос: что такое государство, власть, человек, общество, страна, единица общественного измерения», – рассказал он.

«Есть курс для вузов, утвержденный президентом – «Основы российской государственности». Мы собрали нечто общее, среднее. Этот предмет – хаб, который дает представление о том, как устроен мир. Финал этого курса – на какие вызовы молодые граждане страны хотят ответить», – пояснил эксперт.

История отечественной науки продолжается сотни лет и весь накопленный опыт и наработки должны войти в новые стандарты, заметил Игорь Кузнецов, политолог, исполнительный директор Российского общества политологов.

«Возраст нашей политической науки – несколько сотен лет. Отделение нравственных и политических наук было основано еще при Александре I. На этом факультете учился Лермонтов, закончил это отделение Грибоедов. Также и в 19 веке огромное количество обществоведов внесли свой весомый вклад в российскую науку. Мы стоим на плечах гигантов, у нас огромная школа, которая продвигает российские национальные интересы. Мы не должны отбрасывать мировой опыт, но вернуть российским социальным наукам свою поступь крайне необходимо», – убежден он.

Все эти действия, новые учебники, курс, направлены на борьбу с основной угрозой – угрозой утраты национальной идентичности, добавила Антонина Селезнева, научный руководитель Форума, доктор политических наук, доцент кафедры социологии и психологии политики МГУ имени М.В. Ломоносова. «Помимо геополитических, экономических угроз, существует угроза утраты нашей национальной идентичности, разрушение нас как сообщества, потому что это тот главный фактор, который нас скрепляет», – считает она.

«Основу сообщества составляет система ценностей, в первую очередь, духовно-нравственных. Важно выстроить систему работы, которая позволяла бы актуализировать эти ценности, поддерживать и формировать их у тех, кто только вступает в жизнь. Мы находимся на том этапе, когда выстраивается алгоритм действий по укреплению единой системы ценностей, нравственных ориентиров – фундамента, который скрепляет нашу государственность», – подчеркнула Селезнева.

Завершая дискуссию, модератор обсуждения, член Общественной палаты России Александр Асафов отметил, что сегодня формируется единое образовательное пространство как основа выстраивания общества на принципах патриотизма, единства высшей и средней школы, единства понимания истории и всех общественных процессов.