Привели за ручку: почему 80% компаний в России одобряют кумовство на работе?

Большинство работодателей охотно берут на работу родственников своих сотрудников, следует из данных сервиса SuperJob. Опрос, в котором приняли участие тысяча менеджеров по персоналу из всех округов России, показал: 80% компаний (то есть каждая восьмая) готовы нанять родственника сотрудника при появлении вакантного места.

Привели за ручку: почему 80% компаний в России одобряют кумовство на работе?
© Мир24

Причем чем крупнее компания, тем лояльнее в ней относятся к семейным отношениям работников: крупные фирмы закрывают глаза на кумовство в 91% случаев, малый бизнес – в 75%. Проще всего получить работу благодаря родным в сферах производства и финансов (шансы получить место – 89% и 85% соответственно). И только 16% работодателей категорически отказываются брать на работу родственников сотрудников, поскольку уверены, что в коллективе уместны только деловые отношения.

Почему кумовство так распространено в российских компаниях, насколько это явление вредит рынку вакансий и хорошо ли работать бок о бок с членами семьи? Об этом мы побеседовали с экспертами.

Еще не так давно опрос показал бы противоположный результат, так как в малом бизнесе, напротив, было принято устраивать к себе в фирму родственников и друзей. Но печальный опыт разрушил иллюзии предпринимателей: оказалось, что работать с членами собственной семьи не только непродуктивно, но и рискованно.

«Если мы с вами посмотрим, например, статистику десятилетней давности, то тенденция была абсолютно другой, – говорит HR-эксперт, бизнес-консультант по найму и управлению персоналом Евгения Тудалецкая. – Наоборот, в малом и среднем бизнесе в основном действительно работали знакомые, друзья друзей, родственники и так далее.

Но, как показал опыт малого и среднего бизнеса, с родственниками и друзьями лучше не работать, потому что когда у тебя сама компания еще не совершенна, когда бизнес еще не стабильный, не масштабный, он – уязвимый. И там играет человеческий фактор огромную роль. А когда ты, например, нанимаешь родственника и недоволен его работой, то ты вынужден подбирать слова или держать его на этой работе, потому что возникает вот этот личный фактор.

Поэтому в малом и в среднем бизнесе сейчас «ничего личного, только бизнес». Они уже сыты этими сценариями, и для них, естественно, лучше всего нанимать профессионалов, то есть смотреть на рабочую эффективность сотрудника, чтобы бизнес процветал».

Таким образом, тенденция изменилась: теперь представители малого и среднего бизнеса стараются ставить в приоритет не личные отношения, а успех компании, и ищут работников на рынке вакансий. Но почему же крупные корпоративные компании берут к себе людей по рекомендациям? Дело, опять же, в уязвимости бизнеса – у них ее просто нет, объясняет Тудалецкая.

«У них – стандарты, система работы, – отмечает эксперт. – У них – все, что связано с эффективностью. Сама структура и сама система корпоративного бизнеса – масштабная. Хочешь не хочешь, ты туда придешь и будешь работать так, как нужно компании. Соответственно, это дает основание не париться. В компании очень много сотрудников – представляете, какое это сарафанное радио! И получается, что когда появляется какая-то новая вакансия, ее тут же размещают внутри компании: либо высылают всем сотрудникам по электронной почте письмо о том, что открылась такая- то вакансия, может быть, у вас есть кто-то, кому вы можете ее порекомендовать».

Именно эта культура оповещения о новых вакансиях «среди своих» приводит к тому, что очень часто в одной большой компании работают родственники, друзья, знакомые и так далее. «Во-первых, это делается для того, чтобы сами сотрудники это видели, и если они хотят, например, роста или каких-то изменений, они могут сами откликнуться на эту вакансию и, плюс ко всему, порекомендовать это кому-то другому.

Корпорациям на самом деле по барабану, кого брать, с точки зрения того, откуда пришел сотрудник, потому что у них есть внутри структуры, грамотная система контроля и управления. Например, если человек устроился через родственников в какой-то маркетинговый отдел, то начальник этого маркетингового дела не будет подбирать слова к этому менеджеру, если тот будет плохо работать: «Да, ты пришел через знакомых, но это не значит, что я буду выстраивать здесь с тобой личные отношения». Сама корпоративная система не подразумевает личные отношения, она подразумевает эффективную работу», – подчеркивает Тудалецкая.

HR-эксперт, карьерный коуч Татьяна Лысова, в свою очередь, считает, что данные опроса не совсем отражают реальность.

«По моему мнению, данная статистика преувеличена, либо опрос проводился среди рекрутеров, которые работают в каких-то совсем отдаленных регионах, маленьких городах России, и поэтому такая статистика получилась. Но я, как специалист в сфере HR с опытом более 20 лет, могу сказать, что с такой ситуацией, когда приглашают на работу именно родственников, я вообще практически не сталкивалась. Я сталкивалась, наоборот, с такой ситуацией, когда руководители против, чтобы в компании работали чьи-либо родственники.

В моей практике был опыт, когда я работала директором по персоналу в IT-компании, и у нас во внутреннем кодексе корпоративной культуры было прописано, что если у сотрудников на работе возникают отношения и создается семья, люди вступают в брак, то обязательно один из супругов должен компанию покинуть.

Многие руководители считают, что родственные связи на рабочем месте мешают выполнять работу эффективно. Родственник, которого приводят в компанию, не всегда ответственно относится к работе, может быть, даже халатно, потому что считает, что раз его привели, ему все сойдет с рук», – отмечает Лысова.

Тем не менее HR-специалисты часто сталкиваются с ситуациями, когда сотрудники рекомендуют своих близких на ту или иную должность.

«Но в моем случае чаще было так, что человек, которого рекомендуют, на ту или иную позицию проходит в общем конкурсе. То есть его рассматривают на тех же условиях, как и других кандидатов, а не просто его привели за ручку и сказали: «Вот он здесь будет работать». Именно поэтому мне кажется, что данная статистика слишком завышена», – подчеркивает Лысова.

Все по-разному относятся к приему на работу родственников сотрудников. Для одних это удобный и быстрый способ закрыть вакансию и возможность работать с человеком, которого ты давно знаешь и можешь на него положиться. Другие считают такой подход неэтичным, ведь он отнимает шансы у достойных кандидатов на внешнем рынке, которые могли бы принести пользу на данной позиции.

«Задача компании в том, чтобы вакансия была закрыта своевременно и качественно. Я считаю, что нужно все-таки в первую очередь рассматривать ситуацию с точки зрения того, насколько это будет эффективно для компании. Если вдруг это действительно очень крутой специалист с релевантным опытом, но он чей-то родственник, то почему его не рассмотреть в общем конкурсе?» – рассуждает Татьяна Лысова.

И все же, когда ваш близкий человек становится еще и вашим коллегой, это несет риски не только для работы, но и для ваших личных отношений, напоминает эксперт.

«Как показывает опыт, что это тоже часто мешает рабочему процессу, потому что возникает панибратское общение внутри коллектива, когда, например, водитель не может с данного сотрудника максимально спросить что-то по работе, потому что он либо близкий родственник, либо близкий друг. То есть ты либо теряешь сотрудника, либо теряешь родственника или друга», – заключает Татьяна Лысова.