Обыватели в России в 2022 году впервые стали обсуждать климат в соцсетях: Статьи экологии ➕1, 27.04.2023

Что такое бережные инициативы и как их исследуют

Обыватели в России в 2022 году впервые стали обсуждать климат в соцсетях: Статьи экологии ➕1, 27.04.2023
© +1

Авторы исследования под такими инициативами понимают решения, действия и проекты, которые были направлены на достижение одной из 17 целей устойчивого развития ООН. Инициативы называли жители России, опрошенные в ходе исследования. Участники представляют собой две группы. Первая — люди в теме, то есть те, кто интересуется устойчивым развитием, а также профильные НКО, СМИ и общественные движения. Вторая — наиболее активная часть городских жителей, которые посещают общественные пространства, арт-площадки, активно читают сетевые СМИ, Telegram-каналы, блогеров. Этим двум категориям респондентов предлагали пройти простой опросник, который разместили более чем на 200 интернет-ресурсах, близких к аудитории, и указать знакомые им инициативы по ЦУР в России.

Кроме инициатив, исследование отвечает на вопрос, какие темы ЦУР обычные россияне обсуждали в течение года больше других. Цель исследования — выявить, что вызывало интерес и, по мнению аудитории, было реализовано в области устойчивого развития за год, отмечают аналитики.

Чтобы получить ответы на поставленные вопросы, авторы исследования с помощью системы мониторинга «Медиалогия» собрали и проанализировали активность россиян в более чем 200 тыс. социальных медиа, то есть обсуждения в соцсетях и блогах, содержание роликов на видеохостингах, ветки дискуссий в мессенджерах и форумах, комментарии на картах, на сайтах отзывов и маркетплейсах.

«Мы задали широкий поисковый запрос в систему мониторинга соцмедиа. Это работает как Ctrl+F в документе, только чуть сложнее. По запросу система собрала 8 миллионов сообщений по темам, имеющим отношение к тем или иным ЦУР. Мы очистили массив от нерелеванта, и осталось 4,5 млн, наиболее отвечающих задачам исследования», — пояснила Plus-one.ru CEO партнеров исследования Aventica Net.Works Маргарита Стаф.

ESG глазами россиян: как выглядит устойчивое развитие брендовВсе больше сограждан обращают внимание на социальные и экологические практики компаний

Всего было названо 195 инициатив, в 2021 году их было 224. На завершающем этапе анализа авторы попросили 17 экспертов прокомментировать результаты исследования.

Впервые «Исследование бережных инициатив» было проведено три года назад. Аналогичных работ, охватывающих все цели устойчивого развития в разрезе мнений людей, взятых из информационного пространства, в России нет.

Какие цели устойчивого развития стали главными в 2022 году

Тройка ЦУР, где было реализовано больше всего инициатив, названных россиянами, за год не изменилась. Больше всего инициатив касалось ЦУР 12 — «Ответственное потребление и производство» — 45,3% от общего числа инициатив. Второе место заняли инициативы ЦУР 15, «Сохранение экосистем суши», — 15,6%. На ЦУР 11, «Устойчивые города и населенные пункты», пришлось 14,7%.

Между тем 4-е и 5-е места изменились. В 2022 году ЦУР 16, «Мир, правосудие и эффективные институты», с 5,3% инициатив заняла 4-е место, а в 2021 году на этой позиции находилась ЦУР 4, «Доступное образование». Завершила пятерку ЦУР в прошлом году ЦУР 1, «Ликвидация нищеты» (3,1% проектов), а в 2021 году 5-е место делили ЦУР 3, «Здоровье и благополучие людей», ЦУР 10, «Уменьшение неравенства», и ЦУР 13, «Борьба с изменением климата».

Соавтор исследования Катя Колчанова из бюро партнерств «Теперь так» обратила внимание, что в фокус общественности не попала ни одна инициатива, которая бы решала проблемы качества воды, здоровья, энергосбережения, достойной работы для каждого, демографии и доступного образования.

«Мы высовываем нос из экспертного информационного пузыря, чтобы понять, какие задачи ЦУР люди обсуждают и что знают о соответствующих инициативах», — сказала Катя Колчанова. Она предложила использовать эту информацию компаниям, госорганам или НКО, которые занимаются проектами в этих областях и хотят рассказать о своей работе людям.

Собеседница Plus-one.ru обратила внимание на то, что в 2022 году россияне впервые отметили две реализованные инициативы в области борьбы с изменением климата: эксперимент по квотированию выбросов углерода на Сахалине и создание государственного реестра углеродных единиц. Оба проекта были заявлены на государственном уровне, их освещение в СМИ шло на протяжении двух лет. Однако есть ложка дегтя в этой небольшой радости по поводу интереса к климату со стороны общества в 2022 году. В 2021-м исследователи также обнаруживали многообещающую тему-новичка — она касалась улучшения благосостояния, но в списке инициатив 2022-го ее нет. «Возможно, новичка 2022 года „климат“ постигнет судьба „благосостояния“», — добавила собеседница Plus-one.ru.

На Сахалине в 2022 году после двух лет обсуждений и подготовки начался эксперимент по достижению углеродной нейтральности на острове к концу 2025 года. Объем выбросов парниковых газов в регионе в 2021 году составил 12,3 млн тонн CO2-эквивалента, поглощения — 11,1 млн тонн. Эта разница в 10% и должна быть сокращена до нуля за время эксперимента.

С 1 сентября 2022 года в России начал функционировать реестр рынка углеродных единиц: участники рынка могут регистрировать климатические проекты, выпускать углеродные единицы в обращение и проводить с ними сделки. Реестр является ключевой частью инфраструктуры рынка углеродных единиц, которую создает Минэкономразвития России.

Для россиян проблема отходов занимает лидирующее место среди бережных инициативФото: Роман Пименов / ТАСС

Инициативы по раздельному сбору снова стали лидерами

Более ясное понимание, что именно обсуждали россияне в области устойчивого развития, дает приведенная в исследовании детальная информация по категориям социальных и экологических тем и инициатив.

Лидерство и в обсуждениях, и в инициативах — у проблемы отходов. С ней связаны 37% обсуждений и 51 инициатива, что составляет 26% от общего числа инициатив. Это почти в два раза больше, чем в предыдущем году. В категорию вошли инициативы от федерального проекта «Чистая страна», от акций сбора макулатуры до установки контейнера для пластика у дома. По наблюдению экспертов, в 2022 году в борьбу с отходами активно включились государственные и муниципальные учреждения, а также региональные операторы.

Как новый проект закона об упаковке может изменить «мусорную» отрасльРазбираемся в очередной реформе концепции расширенной ответственности производителей

Представитель фонда «Второе дыхание» Ирина Козловских обратила внимание, что в сознании россиян раздельный сбор отходов «совпадает» с решением проблемы отходов, в то время как конструктивнее предотвращать их образование.

«Не обошлось и без гринвошинга: в категорию попала инициатива (пока не реализованная) термической утилизации отходов, что экологически и экономически невыгодно и связано с высокими рисками для здоровья людей», — приводится в исследовании комментарий директора «Экологического союза» Юлии Грачевой.

Гуманитарные инициативы, которые авторы исследования обозначили как «поддержка», заняли второе место в топе реализованных в 2022 году. Участники исследования указывали на 19 поддерживающих инициатив (11% от общего числа), в прошлом году инициатив было 16. Авторы исследования пояснили, что в этом году в этой категории появились инициативы, связанные с военной тематикой. По мнению директора Фонда поддержки и защиты людей в трудной жизненной ситуации SILSILA Анастасии Бабичевой, многочисленные помогающие, благотворительные, общественные инициативы были вытеснены из поля общественных интересов сбором средств, продовольствия, одежды и прочими инициативами, возникшими в связи с военными действиями.

В то же время категория «Экопросвещение», несмотря на то, что осталась в топе самых обсуждаемых, потеряла треть общественного интереса в 2022 году относительно показателя 2021-го: ее доля в обсуждениях составила 4,8%, а число инициатив сократилось до 23 против 36 в прошлом году. По мнению экспертов, в экопросвещении появилось новое направление — работа с преподавателями и педагогами, а не только со школьниками и студентами, как было ранее.

Между тем представитель «Второго дыхания» Ирина Козловских считает, что просветительским инициативам в экологии не достает целеполагания и ответа на вопрос «зачем». «Как будто бы все и одновременно ничего: и библиотека знаний, и нетворкинг, и формирование экологического мышления... инициативы выглядят как обогрев вселенной», — приводится в исследовании мнение Козловских.

Гринвошинг вредит репутации бизнеса и не приносит выгод — исследованиеСогласно докладу, аудитория действительно охотнее покупает товары брендов, которые заявляют о своей заботе о природе

Кто предлагает проекты

Гражданское общество реализовало в 2022 году 53% инициатив, в 2021-м этот показатель составлял 67%. Выросла доля инициатив со стороны государственных и бюджетных учреждений: 21% в 2022 году против 15% в 2021-м. Среди создателей инициатив активность чиновников вытеснила со второго места бизнес. Его доля в инициативах упала с 19% в 2021 году до 16% в 2022-м. Авторы объясняют это уходом с рынка иностранных брендов, например IKEA и H&M, занимавшихся ESG-проектами, которые часто относились к бережным инициативам в предыдущие годы.

Большинство инициатив реализовывалось на территории всей страны — 47 проектов. Москва была в фокусе 22 инициатив, а Санкт-Петербург — 15.

«По остальным городам и областям — в среднем меньше двух инициатив. Но в 2022-м география инициатив значительно расширилась — до 63 локаций: 47 городских инициатив, 16 — областных, республиканских и территориальных (vs. 48 в 2021 году)», — говорится в исследовании.

Проекты в «серой зоне»

По словам Колчановой, есть несколько инициатив, в пользе которых эксперты засомневались. Например, проект сжигания отходов петербургской «Топливной экологической компании» в качестве способа решить проблему отходов эксперты посчитали гринвошингом. Также сомнительна ценность создания кулинарной книги для пожилых людей центром «Добрые руки». Проектом с неясной целью и непрозрачной коммуникацией было названо женское движение «Мягкая сила», которое описывает себя очень размытой формулировкой — как сообщество, несущее «идеи мягких изменений, женского лидерства и политики с женским лицом».

«Меня смущает, что в инклюзию начинает проникать политика, а не наоборот, в ней по-прежнему много самопиара и мало реальных дел. Сам факт, что люди выбрали два гринвошинговых проекта („Мягкая сила“ и кулинарная книга), говорит о неосведомленности населения о насущных проблемах: если мы считаем, что решить проблемы одинокой старости можно брошюрой с кулинарными рецептами, то что-то пошло не так», — прокомментировал результаты исследования основатель социального проекта Everland и эксперт Программы развития ООН Игорь Новиков.

Природоохранные эксперты отнесли к бессмысленным с точки зрения сохранения окружающей среды II Международный форум по сохранению амурского тигра во Владивостоке, организованный Минюстом и Минприроды, и запрет на спортивную охоту в Приморье, предложенный губернатором Игорем Кожемяко. Негативную оценку вызвала инициатива по реабилитации крупных кошек — хоспис «Дом тигра». По оценке координатора центра реабилитации дельфинов «Дельфа» Ирины Шулгестеровой, проект создан бывшими циркачами, и похоже, что тигрят, которые рождаются в хосписе, снова отдают в цирк.

Как отметила Колчанова, одна из главных целей исследования — выявить инициативы в «серой зоне», которые в лучшем случае не вредят благополучию мира.

Бизнес уже больше года без экопроверок — к каким последствиям это привелоАктивисты сообщают, что власти не реагируют на жалобы на загрязняющие предприятия

В России успешно реализуется проект по сбору макулатуры «Миллион Родине», благодаря которому удается собирать вторсырье для переработкиФото: Профсоюзная организация Московского государственного университета

Четыре тренда бережных инициатив в ближайшие два года

Аналитики «Теперь так» добавили новый раздел в исследование, где обозначили тенденции будущего в бережных инициативах.

Во-первых, рассказ об инициативах становится не менее важным, чем сама инициатива, считают исследователи. Авторы проектов уходят от запугивания и строго рационального изложения к позитивной, энергичной и в отдельных случаях шутливой коммуникации с акцентом на доступность практик или новые форматы, например баттлы.

В качестве примеров хорошей коммуникационной стратегии эксперты привели такие проекты, как YouTube-шоу и инициатива по ремонту школьных классов и столовых «Сменка», всероссийская акция сбора макулатуры #БумБатл, поддержка деревенских бабушек и дедушек «Внукунук».

Второй тренд — диджитал-технологии, партнерство и привлечение экспертов для реализации и продвижения проектов. Удачные примеры коллабораций — онлайн-курс «Экомаркировки: выбираем товары с заботой о себе и планете» и Всероссийская акция по сбору макулатуры «Миллион Родине». IT-решения помогли состояться проекту «Приемная» — это онлайн-сервис отправки обращений депутатам для тех, кто не привык этим заниматься. Также технология сделала возможным производство стеклянных блоков Фалконье из вторсырья.

С сожалением авторы отмечают третий тренд — простые решения, которые приносят быстрый результат. Его развитие, полагают они, связано с кризисом стабильности, ожиданием катастрофы и стремлением успеть сделать хоть что-то. К таким инициативам исследователи относят экопикники и уборки. Подобный подход порождает поток быстрых инициатив, которые не могут привести к долгосрочным изменениям.

Четвертый тренд — проекты, которые решают сразу несколько задач. Например, не только сбор вторсырья, но и передача вырученных за него средств на благотворительные нужды. «Но пока работа выглядит скорее несистемно: устраняем последствия одного, а коммуникацию и вырученные средства инвестируем в другое», — уточняют авторы исследования.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Наталья Парамонова

]]>