Как бороться с домогательствами на работе?
В России со времен ковида участились случаи харассмента на работе. По данным исследования сервиса SuperJob, на домогательства со стороны коллег пожаловались 11% женщин. Это в 1,5 раза больше, чем до пандемии коронавируса: в 2020 году о неподобающем поведении сослуживцев заявили 7% сотрудниц компаний. О харассменте со стороны руководства заявили 8% женщин, при этом чаще всего на домогательства жаловались россиянки в возрасте 45 лет и старше (8%).
Как отмечают авторы опроса, 2,5 года назад многие работодатели отправили своих сотрудников на удаленку из-за пандемии, и тогда число домогательств закономерным образом сократилось. Вопреки стереотипам, из-за домогательств в рабочем коллективе страдают не только женщины: с сексуальной агрессией и непристойными намеками со стороны начальников и коллег столкнулись 3 и 4% мужчин соответственно. При этом лишь в 4% организаций есть механизмы предотвращения и расследования случаев харассмента, тогда как в 2020-м они были в 7% российских компаний.
Как правильно противостоять харассменту и вообще бороться с издевательствами на работе, можно ли решить проблему «мирно» и к кому стоит обратиться за помощью, рассказала руководитель направления внутренних коммуникаций hh.ru Ксения Степанова.
«Жесткий или авторитарный тип руководства долгое время был одним из наиболее распространенных среди российских управленцев. К нему традиционно прибегают в больших компаниях с четко выстроенной иерархией для оптимизации процесса выполнения задач на всех уровнях. Тем не менее часто грань между жестким стилем руководства и банальной грубостью стирается: менеджеры просто перестают ее чувствовать, в результате чего в коллективе возникают конфликты, а подчиненные становятся подвержены эмоциональному абьюзу – крику, хамству и унижениям со стороны руководителя или даже харассменту», – говорит Степанова.
Так, согласно опросам hh.ru, в 66% компаний случались конфликты между руководителями и подчиненными, связанные с эмоциональным насилием. 68% соискателей признались, что когда-либо сталкивались с жестким отношением по отношению к себе со стороны начальства или коллег: 57% – со стороны начальства, 24% – со стороны сослуживцев.
Чаще всего с грубостью и хамством руководства сталкиваются в сфере HR (70%) и медицине (68%), меньше всего – работники госсектора и НКО (45%), а также начинающие специалисты (42%).
«Основное проявление жесткого отношения по отношению к соискателям – обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие. 63% респондентов сталкивались с разговорами на повышенных тонах, 53% – с хамством и грубостью. Наименьшее по распространенности проявление абьюза – насмешки и издевательства (23%)», – говорит Ксения Степанова.
В отдельных случаях некомпетентность руководителя может выливаться в так называемый боссинг – откровенную травлю сотрудника/сотрудников. «Ситуация, когда руководитель буквально «отрывается» на подчиненных, унижая, открыто критикуя при коллективе, но не увольняет – эдакие созависимые отношения «жертва – агрессор». Или руководитель находит «слабое звено» – молодого неопытного специалиста – и самоутверждается за его счет. Бывает, что руководитель так хочет уволить неудобного ему человека, что устраивает аттестацию/экзамен всему коллективу», – приводит пример Степанова. Причин такого поведения может быть достаточно много, причем самых разнообразных, среди них можно выделить:
личностную незрелость руководителя (система ценностей человека, уровень развития личности); непрофессионализм (и как специалиста-эксперта, и как руководителя, отсутствие управленческого опыта); комплексы (это детские травмы, жестокое обращение с человеком в раннем возрасте, в школе и др.); зависть по какой-либо причине; желание унизить другого, почувствовать себя лучшим в сравнении с жертвой, развлечься; жажда власти, стремление подчинить другого.
Что делать работнику, который столкнулся с боссом-самодуром? Для начала проверьте, на сколько из следующих вопросов вы ответите утвердительно:
• я четко знаю свои обязанности и ответственность; • я понимаю стратегические цели и задачи всей компании и моего отдела; • система оплаты труда в компании справедлива; • я понимаю, как моя работа влияет на общий результат; • у меня разнообразные задачи, я не чувствую «застоя»; • информационные потоки в компании прозрачны и понятны; • руководитель вникает в ситуацию в коллективе, поддерживает здоровую эмоциональную атмосферу, пресекает интриги; • я могу влиять на свой карьерный рост, хорошо выполняя поставленные задачи, повышая свой профессионализм.
Эти вопросы помогут осмыслить свое место в коллективе и оценить реальный уровень предвзятости или его отсутствия на рабочем месте. Если на большую часть из них вы дали отрицательный ответ, то стоит задуматься о том, как изменить ситуацию. Вот несколько шагов, которые можно предпринять:
• взять паузу и убедиться, что это не весеннее/осеннее обострение, а целенаправленные и постоянные унижения, не имеющие ничего общего с дополнительной мотивацией к работе; • оценить свою готовность защищать себя, свои границы, а также желание работать с этим руководителем в одной компании дальше; • если ситуация повторяется от одного работодателя к другому, то стоит обратиться к специалисту-психологу, чтобы разобраться, почему это с вами происходит; • поговорите со своим вышестоящим руководителем, объясните ситуацию, попросите поддержки; • если не помогло и вы намерены отстаивать свои права и границы, фиксируйте факт домогательств, порчу вашего имущества, оскорбления, травлю и т.д.
«На особо тяжелые случаи существует ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая поможет постоять за себя с юридической точки зрения», – напоминает эксперт.