Чего ждать от климатического саммита COP27: Статьи экологии ➕1, 02.11.2022
Египетский саммит, как и прошлые климатические конференции, пройдет в трех форматах. Первый — официальные переговоры с участием профильных экспертов, второй — встречи и заявления высших должностных лиц, третий — неофициальные мероприятия, где главные действующие лица — представители банков, бизнес-ассоциаций, крупнейших компаний и общественных организаций. Профессиональные переговорщики совещаются и работают отдельно — часто за закрытыми дверями. Политики проводят на форуме первые два-три дня и снова появляются лишь на заключительных заседаниях. Бизнесмены и активисты задействованы в неофициальной программе форума, организованной без прямого участия ООН.
По мнению большинства экспертов, включая представителей Института мировых природных ресурсов (WRI) и Всемирного фонда дикой природы (WWF), основное внимание участники 27-го саммита уделят вопросам финансирования климатических проектов, особенно в развивающихся странах. Дипломаты сосредоточатся на обсуждении объема и структуры инвестиций, высшие должностные лица анонсируют конкретные суммы и их целевую направленность. На неофициальных мероприятиях фокус сместится на действия финансовых институтов и других крупнейших инвесторов. Расписание саммита будет доступно на его официальном сайте.
Согласно опрошенным Plus-one.ru экспертам, в центре повестки 27-го саммита ООН окажутся четыре темы — по каждой из них страны-участницы планируют достичь существенного прогресса.
1
Компенсация возрастающего ущерба от потепления
Развивающиеся страны уже несут немалые потери: так, из-за подъема уровня океана островные государства оказались перед угрозой исчезновения. В будущем масштаб ущерба будет увеличиваться. В официальных документах эта проблема получила название «потери и ущерб» (L&D), и обсуждается она уже давно. Главный предмет дискуссий — отдельное финансирование для сокращения урона, вне проектов по адаптации к изменению климата.
На предыдущем саммите в Глазго из-за противодействия со стороны государств ЕС, США и других развитых стран участники РКИК смогли договориться лишь о серии обсуждений для разработки способов финансирования L&D к 2024 году. На первой такой встрече в Бонне в июне 2022 года делегаты наименее развитых стран настаивали, что вопрос не требует отлагательств и должен быть решен как можно скорее.
Многие развитые страны утверждают, что для покрытия ущерба достаточно существующих финансовых механизмов, среди них — фонд Green Climate Fund, созданный ООН для оказания финансовой помощи в адаптации к потеплению, а также проект Global Shield, запущенный G7 с целью защиты бедных наций от климатических рисков. Делегаты считают, что следует развивать эти институты, а не создавать новые. Однако, по мнению экспертов WRI, вопрос компенсации ущерба заслуживает отдельного внимания, поскольку существующие фонды не смогут покрыть даже прямой ущерб от потепления.
2
Поддержка проектов по адаптации к изменениям климата
Авторы последнего доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) уверены, что глобальное потепление требует расширения адаптационных мер для защиты уязвимых стран и сообществ. К таковым относятся проекты по развитию противопожарной инфраструктуры, созданию устойчивых к теплу сельскохозяйственных культур, улучшению дренажных систем городов в прибрежных зонах и многие другие.
Эксперты заявляют об острой нехватке финансирования. Сейчас львиная доля «климатических» средств направляется на низкоуглеродное развитие — обеспечение экономического роста при минимальных выбросах парниковых газов. На адаптацию остаются «крохи»: по разным оценкам, от 4 до 8%.
Тем временем почти 3,5 млрд людей в мире живут на территориях, где разгулявшаяся стихия угрожает разрушить их дома или оставить их без воды и света.
На конференции в Глазго развитые страны договорились к 2025 году удвоить финансирование мер адаптации по отношению к уровню 2019-го, доведя его до $40 млрд в год. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), инвестиции в соответствующие проекты уже выросли с $20,3 до 28,6 млрд. Эксперты WWF уверены, что на саммите в Шарм-эш-Шейхе отстающие государства будут настаивать на согласовании процесса мониторинга выделения и использования средств, добиваясь, чтобы на адаптацию шло как минимум 50% поступлений из бюджетов развитых стран.
3
Выделение нуждающимся странам обещанных $100 млрд
На саммите РКИК ООН в Копенгагене в 2009 году богатые государства решили довести климатическое финансирование развивающихся стран до $100 млрд в год, но обещание все еще не выполнено. Так, в 2020-м соответствующие инвестиции не превысили $83,3 млрд. В преддверии саммита в Шарм-эш-Шейхе представители Германии и Канады должны представить План реализации климатического финансирования, согласно которому обещанный уровень поддержки будет обеспечен к 2023 году. «Вопрос предоставления $100 млрд имеет решающее значение, поскольку этот жест должен стать символом глобальной солидарности, укрепить доверие между странами и ускорить международные действия по борьбе с изменением климата», — объясняет руководитель программы «Климат и энергетика» российского WWF, постоянный участник климатических переговоров Алексей Кокорин.
Еще один горячий вопрос — соотношение грантовых и кредитных средств. Сейчас оно составляет один к трем, в то время как уязвимым странам нужны именно безвозмездные субсидии. По данным WWF, были случаи, когда международные банки развития предоставляли бедным государствам комбинацию гранта и кредита, но в итоге грантовые средства тратились, а кредитные — нет, так как последние оказывались недоступны даже на льготных условиях.
К 2025 году богатые страны обязались обновить финансовые цели, отталкиваясь от опыта сбора и распределения $100 млрд, которые пока не удается наскрести. А ведь участники РКИК договорились использовать его для выстраивания всех последующих механизмов финансовой поддержки.
Алексей Кокорин считает, что ключевыми темами конференции станут финансы, меры адаптации и Африка. «Саммит принимает Египет, что, конечно, ставит африканские страны в центр всеобщего внимания. Негативные эффекты изменения климата столь сильно влияют на уязвимые страны, что без внешней помощи им не справиться», — пояснил Plus-one.ru представитель WWF.
4
Подготовка к подведению итогов национальных стратегий по снижению выбросов
Согласно Парижскому соглашению, заключенному странами-участницами РКИК в 2015 году, каждые пять лет государства должны проводить инвентаризацию национальных стратегий по борьбе с выбросами (NDC) и докладывать о ее результатах ООН. Впервые страны должны отчитаться о прогрессе в области декарбонизации, адаптации к потеплению и финансировании этих процессов на 28-м климатическом саммите в ОАЭ в 2023 году. По словам экономиста и международного эксперта Георгия Сафонова, на форуме в Египте тема обязательств стран по NDC окажется на втором плане, тогда как основной акцент будет сделан на финансах для адаптации.
«Тема снижения выбросов, скорее всего, будет ограничена обсуждениями механизмов международного сотрудничества по статье 6 Парижского соглашения, развития углеродных рынков и добровольных климатических инициатив. Пока о выполнении стратегий декарбонизации экономики в глобальном масштабе говорить рановато», — пояснил эксперт Plus-one.ru. Напомним, на 26-й конференции РКИК ООН в Глазго развитые страны отказались оформить NDC в виде реальных обязательств. В юридическом смысле климатические планы остались декларациями о намерениях. При этом почти все крупные государства выразили готовность идти к углеродной нейтральности — балансу между выбросами и мощностями по их поглощению.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Автор
Георгий Кожевников
]]>