Производители цемента оказались под ударом
Доля железнодорожных поставок цемента на российский рынок в общем объеме потребления цемента в период с начала января по конец августа текущего года составила около 41%, для сравнения, за аналогичный период прошлого года эта доля составила 45%. В августе тренд сохранился, отгружено чуть более 17 млн т, что на 3,1% меньше, чем за аналогичный период 2021 года.
«Снижение поставок цемента железнодорожным транспортом за период с начала года наблюдается практически во всех округах России, кроме Северо-Кавказа. Причем на Дальнем Востоке зафиксировано ускорение отрицательной динамики, впрочем, такова динамика и в южных регионах России, и на Северо-Западе», – говорит Евгений Высоцкий, исполнительный директор консалтинговой компании «СМПро».
Между тем до конца сентября правительство России должно разработать меры поддержки производителей строительных материалов, производители цемента в их числе. Самая простая в реализации и самая эффективная – гарантия продаж. Здесь всего две составляющие – поддержка внутреннего спроса и защита от импортных поставок, говорит Е. Высоцкий.
«Рассмотрим на примере цемента. Здесь производителей ждут два удара: снижение внутреннего спроса и рост импортных поставок номенклатуры. Падение спроса на цемент в 2023 году будет двузначным, как в натуральном выражении, так и в процентах. Минус 15–20 процентов, или 10 млн т, – вполне оптимистичный прогноз, учитывая историю нашего рынка», – говорит Е. Высоцкий.
Эксперт видит предпосылки для повторения опыта 2008-го, тогда импорт цемента подскочил в 3,5 раза за один год, до 7,3 млн т. Кроме того, на производителях также отрицательно скажется инфляционный рост цен на цемент внутри России, добавляет Е. Высоцкий.
«Для отечественных товаропроизводителей добавится сокращение спроса, с 60 млн до 43 млн т. Если измерять это показатель в заводах, то необходимо остановить восемь предприятий», – продолжает Е. Высоцкий.