Из красивых слов в реальную необходимость: как меняются ESG-стратегии в России
Цели устойчивого развития едины для всего мира, но ESG-стратегии (Environmental, Social, and Corporate Governance — экологическое, социальное и корпоративное управление) компаний формируются с учётом локальной специфики. Сейчас в России на выполнение таких обязательств накладываются экономические факторы: разрыв логистических цепочек, поиски альтернативного сырья и материалов и трансформация потребительских запросов. Долгосрочное планирование в этих условиях затруднено, и бизнесу приходится решать многие проблемы по мере их поступления. О ESG-повестке в новой реальности и релевантных на данный момент направлениях в колонке для Sostav рассказали руководитель «Лиги зелёных брендов» Полина Пахомова и старший менеджер по корпоративным отношениям и устойчивому развитию бизнеса «Юнилевер» Анастасия Новак.
Что такое ESGВпервые мир услышал о ESG от бывшего генерального секретаря ООН Кофи Аннана еще в 2004 году. Тогда он предложил оценивать развитие компании по трём критериям — защита окружающей среды, создание благоприятных социальных условий, добросовестное отношение к сотрудникам, а также надлежащее корпоративное управление.
По-настоящему широкое распространение ESG-практики получили сравнительно недавно под действием ряда факторов: актуализации глобальных экологических и социальных проблем и объявление Целей устойчивого развития (ЦУР) ООН в 2015 году. Тогда на международном уровне было выделено 17 целей — от ликвидации нищеты до сохранения экосистем и увеличения финансирования устойчивых проектов.
Вскоре дополнительной мотивацией для компаний стали новые принципы банковского дела — ещё один документ ООН, который предписывал финансовым организациям обращать внимание на принципы устойчивого развития при инвестировании. Параллельно с этим рос интерес к ESG со стороны общества, появлялись рейтинги и другие публичные механизмы оценки.
Как формируется ESG-повесткаНесмотря на глобальность целей устойчивого развития, на формирование ESG-стратегии в конкретной компании и стране влияет достаточно много факторов. Ключевые — это местное законодательство, актуальные локальные социальные, экологические проблемы, потребительские запросы и специфика бизнеса, а также его ресурсы и возможности.
Так, в странах Европы соблюдение ESG-принципов фактически регулируется законодательством. К примеру, директива о нефинансовой отчетности, которая предписывает компаниям, имеющим более 500 работников и отвечающим определенным финансовым показателям, публиковать информацию о ряде вопросов в сфере окружающей среды, соблюдения прав человека, принципов разнообразия (diversity) в органах управления, принципов борьбы со взяточничеством и коррупцией. В США и Великобритании на сегодняшний день обсуждается вопрос введения обязательного раскрытия информации в сфере ESG.
В России на формирование ESG-повестки влияют другие факторы. Законодательство, безусловно, регулирует экологические и социальные вопросы, однако на сегодняшний день обязанность учитывать ESG-факторы и сдавать ESG-отчётность в стране отсутствует, хотя уже формируется нормативная база для льготного финансирования, в частности, экологичных проектов.
На сегодняшний день популяризация принципов устойчивого развития, работа с потребителями, сотрудниками, партнёрами и стейкхолдерами, и даже функции стандартизации остаются в зоне саморегулирования ответственных компаний. К примеру, в России есть несколько локальных сертификаций, но нет единой. Сейчас «Лига зелёных брендов» вместе с Роскачеством и Росстандартом ведёт разработку Национального стандарта устойчивости брендов (компаний). Он позволит унифицировать требования и поможет бороться с гринвошингом, предоставив бизнесу и потребителям удобную возможность убедиться в ответственности производителя.
Локальная спецификаЕсли говорить о региональной специфике, то, согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в России население больше всего озабочено свалками, выхлопными газами, вырубкой лесов и промышленными отходами. Это в целом соответствует общемировой повестке за несколькими исключениями. Например, россияне, согласно международным опросам, не так остро воспринимают проблемы климатических изменений в сравнении с жителями стран ЕС, а ряд инфраструктурных особенностей делает невозможными ряд направлений работы, которая популярна на западе.
К примеру, в вопросах построения экологичных цепочек поставок на первое место выходит не использование электротранспорта (в силу отсутствия инфраструктуры), а оптимизация логистических маршрутов, поиск альтернативного «зелёного» топлива и переход на железнодорожные перевозки.
В части экологических проектов направления работы во многом идентичны как на глобальном уровне, так и на уровне стран. К примеру, большое внимание ответственных производителей уделяется экологичной упаковке и углеродной нейтральности. На конец 2021 года, у «Юнилевер» в России уже 89% упаковки было пригодно к переработке, а в скором времени этот показатель дойдет до 100%, а Ozon готовит упаковку из переработанного картона.
Социальные проблемы могут сильно отличаться в силу исторических особенностей и уровня развития общества. Так, если в западных странах на первый план выходят проблемы разнообразия и инклюзивности, то в России эти вопросы менее востребованы. По данным опросов общественного мнения «Левада-центра» (внесён Минюстом в реестр иноагентов), наиболее актуальными проблемами сами россияне считают рост цен (61%), бедность и обнищание населения (36%), рост безработицы (33%), кризис в экономике и плохое состояние промышленности и хозяйства (20%).
Однако, если экологические проблемы затрагивают всё общество, то в вопросах социальной проблематики компании и бренды как правило стараются быть более специфичными и исходят из ключевых вызовов, запросов целевой аудитории, либо специально собранных инсайтов.
К примеру, бренд Domestos уже несколько лет реализует программу «Терпеть нельзя учиться!», которая направлена на обеспечение учеников комфортными, современными и удобными туалетами. Бренд ежегодно объявляет конкурс на худший школьный туалет, выделяет победителям гранты на ремонт туалетов, а также передает школам годовой запас чистящего средства. Несмотря на относительную простоту акции, она затронула серьезную и массовую проблему. Согласно опросам, 57% родителей называют неудовлетворительным состояние школьных санузлов. Акция привлекла внимание: в 2020 году в ней приняло участие 800 школ, а в 2021 — уже вдвое больше.
Другой пример социального проекта — X5 Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток»), которая запустила проект фудшеринга и теперь передает нуждающимся товары, у которых скоро истечет срок годности. Таким образом, компания борется с пищевыми излишками, не утилизируя их, и оказывает поддержку уязвимым группам населения в соответствии со своей стратегией устойчивого развития.
В области корпоративного управления в России одной из основных проблем называют невысокую осведомленность самих руководителей — только 58% управленцев знакомы с принципами ESG. Кроме того, в качестве ключевых проблем можно выделить недостаток квалифицированных управленческих кадров, непрозрачность, авторитарный стиль управления, коммуникационные сложности внутри коллектива и не всегда сформулированные стратегические цели компании. Большинство компаний решают эти проблемы через внутренние механизмы формирования кадрового управленческого резерва и развития корпоративной среды. Кроме того, к проектам в сфере корпоративного управления можно отнести формирование внутренних документов и регламентов, регулирующих отношения внутри организации, и другие формы работы с коллективом.
Как новая реальность влияет на ESG-повестку в РоссииПандемия и последовавший вскоре после нее геополитический кризис противоречиво повлияли на сферу ESG в России. С одной стороны, поставив под удар ряд достижений (которые поначалу бизнесу было затруднительно продолжать поддерживать), а с другой, сделав устойчивое развитие, то есть развитие с минимизацией рисков, ещё более актуальным.
В первую очередь, проблемы затронули устойчивость цепочек поставок, что признавалось даже на международном уровне. В отчете Всемирного экономического форума подчеркивается важность взаимодействия и сотрудничества с поставщиками. Там говорится, что бизнес должен разработать и скоординировать строгий подход к корпоративной ответственности по отношению к цепочкам поставок, чтобы избежать разобщения с сообществами, которое может усугубить экологический и социальный ущерб.
При этом вопреки ожиданиям о сокращении расходов на ESG-проекты на фоне санкций, интерес к теме не уменьшился, а даже возрос. Согласно совместному опросу «Лиги зелёных брендов», «Деловых решений и технологии» и АНО «Роскачество», дискурс в области устойчивого развития в публичном поле увеличился на 5%. Сейчас 70% компаний в России остаются привержены своим стратегическим задачам, зафиксированным в стратегии устойчивого развития их корпоративных и товарных брендов. 70-80% процентов компаний не сокращают бюджеты, которые направлены на проекты в сфере устойчивого развития, включая экологические и климатические. У подавляющего большинства (78%) опрошенных не изменились составы команд, отвечающих за устойчивое развитие.
Наряду с этим 52% респондентов считают, что наиболее дорогостоящие проекты в ESG-сфере замедлятся, 43% опасаются, что борьба с изменением климата временно утратит актуальность, а 39% думают, что устойчивая повестка будет отброшена на несколько лет назад.
Однако одним из ключевых последствий кризиса может стать создание национальных стандартов. Об этом свидетельствуют и результаты опроса среди представителей бизнеса — так считают 54% опрошенных.
Другим трендом может стать более ответственное потребление на фоне падения доходов и рост запросов на социальные корпоративные программы. Парадоксальным образом, всё это приведет к тому, что ESG-повестка получит стимул к развитию, а не затуханию, как того можно было ожидать.