Войти в почту

Доверие к благотворительным фондам зависит от их прозрачности и результатов

Тема доверия благотворительным организациям сегодня актуальна. Мы все чаще сталкиваемся с мошенничеством в сфере помощи. При этом профессиональные НКО, не один год работающие в благотворительном секторе, пытаются просвещать граждан. Самые важные принципы – незаконным считается сбор, который проводит некая некоммерческая организация на личную банковскую карту, а также не стоит доверять сборам в коробки в электричках или подземных переходах – чаще всего это обман (хотя порой так действуют неопытные фонды, но постепенно они учатся работать грамотно). Также крайне внимательно стоит изучить сайт НКО в интернете, если вы решаете сделать пожертвование: сегодня мошенники подделывают страницы даже самых известных фондов, создают ложные сайты-двойники, чем портят репутацию добросовестных благотворительных организаций.

Доверие к благотворительным фондам зависит от их прозрачности и результатов
© Мир новостей

Есть еще и замкнутый круг – как только растет доверие к благотворительному сектору, то активизируются и мошенники: они пользуются тем, что люди снова готовы больше помогать, и стремятся на этом наживаться. Вот почему важно, чтобы профессиональные, добросовестные благотворительные фонды работали прозрачно и как можно больше рассказывали о своих добрых делах, о результатах и о том, как помогать правильно.

Чтобы разобраться с тем, насколько сегодня общество доверяет благотворительным организациям, Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ провел исследование. Результаты были представлены в центре «Благосфера» в ходе дискуссии «Какие фонды заслуживают доверия с точки зрения россиян?».

Как выяснилось из опроса, 74% граждан знакомы с работой фонда «Подари жизнь», о фонде «Линия жизни» знают 44%, о работе «Русфонда» - 38%. Фонду «Линия жизни» «безусловно доверяют» 11%, «скорее доверяют» 21% - этот фонд оказался на втором месте в рейтинге. Фонду «Подари жизнь» «безусловно доверяют» 23%, а «скорее доверяют» – 35% опрошенных; у «Русфонда» показатели 10% и 18% соответственно, у фонда «Вера» - 6% и 14%, фонда «Старость в радость» - 6% и 12%, фонда WorldVita - 2% и 4%.

«Я бы сказала, что уровень доверия к НКО остается стабильным, - рассказывает директор Центра Ирина Мерсиянова. - Что касается причин, то в первую очередь это влияние СМИ, той информации, которую получает население. Второй фактор – это опыт реального взаимодействия граждан с НКО, но он пока не очень значительный. Государство прилагает усилия, чтобы вывести НКО в сферу оказания госуслуг, но масштабы деятельности НКО в этой сфере пока не так велики, чтобы существенно повлиять на общественное мнение».

Еще в 2019 году исследования Центра показали, что доверие – базовый показатель для того, чтобы помогать: и треть россиян так или иначе участвует в деятельности благотворительных организаций (делают пожертвования, оказывают волонтерскую помощь и так далее). Как ни странно, даже пандемия не остановила нас в стремлении делать добрые дела. Это отмечают и российские фандрайзинговые платформы, на которых организуются сборы средств. «Мы предполагали, что количество пожертвований может снизиться, ведь у многих упали доходы, кроме того, сама ситуация неопределенности пугала. Однако все оказалось не так. Люди были воодушевлены идеей взаимоподдержки. На платформе «Сделай!», которая развивает волонтерский и спортивный фандрайзинг в России, мы наблюдали тот же уровень Поступков (сборов средств) и пожертвований, кроме того, к нам присоединялось все больше благотворительных фондов. Это был общий подъем, моральный в том числе», - замечает Иван Старостин, сооснователь и руководитель фандрайзинговой платформы «Сделай!».

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова замечает, что активность фондов в период пандемии тоже сказалась на рост доверия к сектору: «Люди больше доверяют тому, кого знают, с чьей работой сталкивались или о ком слышали позитивные отзывы».

Важен также и четкий и понятный, а еще и интересный механизм участия в работе благотворительной организации: если фонд старается заинтересовать свою аудиторию, то люди помогают охотнее.

«Мы используем в своей практике простой принцип: «Помогать – правильно, просто, приятно, полезно!», - рассказывает Фаина Захарова, президент благотворительного фонда «Линия жизни». - В итоге за 18 лет своей работы фонд «Линия жизни» дал возможность более чем 50 тысячам детей получить помощь. Также эти дети прошли лечение с помощью, «космического», высокотехнологичного оборудования, которые фонд покупает для наших федеральных клиник. Из 50 тысяч маленьких пациентов фонд адресно спас или улучшил качество жизни 12 569 детям».

За год доверие к работе НКО выросло, отмечают исследователи. В 2021 году высказывали недоверие 15% респондентов, а в этом году только 9% респондентов не хотят доверять никаким фондам. Интересный момент: среди недоверчивых больше всего граждан с неполным средним образованием и финансовыми трудностями. И наоборот, среди тех, кто ценит работу благотворительного сектора и сам помогает, больше всего людей с высшим образованием, со средним доходом. Причем женщины составляют большую часть жертвователей (видимо, дамы все же более чувствительны и готовы проявить заботу). Государственным фондам склонны доверять люди старше 50 лет, с невысоким доходом, а частным – россияне до 30 лет и с высокими доходами. Всему благотворительному сектору в целом верят и помогают жители крупных городов до 40 лет, имеющие высшее образование, средний уровень дохода.

«Приятно, что цифры исследования подтверждают практику: фонд «Линия жизни» в лидерах узнаваемости и доверия со стороны общества. То, что мы за годы нашей деятельности помогли уже более чем 50 тысячам детей, свидетельствует об активном участии в этой работе сотен человек. Это наши жертвователи, наши партнеры, это врачи, с которыми «Линия жизни» тесно сотрудничает уже долгое время. И адресная, и программная помощь фонда не остается незамеченной, и радует, что удается вовлекать в эту работу все большее количество неравнодушных людей. Важно, чтобы каждый фонд подтверждал своей ежедневной работой доверие к себе, тем самым работая и над доверием и уважением к благотворительному сектору в целом», - отмечает Фаина Захарова.

«У “Подари жизнь” есть четкая позиция по двум пунктам: какие инструменты для помощи использовать и каким образом о себе рассказывать. Ответ на тот и другой вопрос — все и любыми. Да, мы стараемся использовать все инструменты, которые существуют, а когда появляется что-то новое, тут же начинаем это тестировать, пробовать с этим работать, — отмечает директор фонда «Подари Жизнь» Екатерина Шергова. — Кроме того, мы за абсолютную прозрачность и открытость».

Марина Лепина.

Фото: Pixabay.com