Войти в почту

Водка и диалектика

По данным исследовательской компании «Ромир», в марте в России рост покупок алкоголя составил 10% к марту 2021-го. Во время кризисов алкоголь - одна из якорных категорий в портфеле потребителя, утверждает директор бизнес-направления «М-Ромир» Ксения Пайзанская. По ее мнению, для 16% потребителей сегодня алкоголь - это способ борьбы со стрессом.

Водка и диалектика
© Мир новостей

На фоне кризисных социально-экономических тенденций спрос на алкоголь не мог не подскочить, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Спрос на алкоголь весной мог возрасти в первую очередь в связи с ажиотажными покупками и страхом, что импортная продукция пропадет, - отметила директор проектов Фонда «Общественное мнение» Людмила Преснякова. - Люди закупались впрок, чтобы опередить инфляцию. И кризисные ожидания тоже сработали».

Граждане нынче не могут разглядеть рубежей, к которым надо стремиться, чтобы изменить жизнь к лучшему. В этой ситуации алкоголь - одна из немногих возможностей избавиться хотя бы на время от негативных настроений. И никакие усилия Мин­здрава, никакая антиалкогольная пропаганда здесь не помогут.

Как показывает статистика, рост продаж сопровождается и ростом потребления, включается процесс перехода количества в качество. И подталкивает и рынок, и общество расширить возможности потребления крепкого алкоголя.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), теневой алкогольный онлайн-рынок оценивается сегодня в РФ в 5-10 млрд рублей и стабильно растет. А производители, ретейлеры и потребители заговорили о легализации онлайн-торговли алкоголем гарантированного качества, что еще два-три года назад было невозможно.

Но обнаружились новые тенденции. По мнению В. Дробиза, в январе - апреле прирост продаж отечественного крепкого алкоголя составил почти 9%. А продажи виски, рома, джина, текилы и т. п. увеличились совокупно на 24%. «Ромир» определил, что более 60% граждан хотели бы иметь возможность онлайн-заказа и доставки алкогольных напитков. Потребители ждут такой услуги от специализированных ретейлеров, крупных продуктовых магазинов, онлайн-маркетплейсов.

Государство сопротивляется. По закону дистанционная продажа алкогольной продукции, в том числе в интернете, запрещена. Но, как сообщил президент АКИТ Артем Соколов, со снятием регуляторных ограничений «связаны сегодня большие ожидания всей отрасли». Производители тоже считают перспективной идею легализовать онлайн-торговлю.

«Дистанционная продажа алкоголя разрешена во всех развитых странах, включая государства Северной Европы с жесткой антиалкогольной политикой, - утверждает управляющий директор OZON Сергей Беляков. - Современные IT-решения позволяют полностью прослеживать и контролировать путь товаров до конечного покупателя».

Другими словами, чем дальше в кризис, тем больше водки. Диалектика...

Павел Максимов.

Фото: AdobeStock