Какую роль в истории России сыграла первая Всеобщая перепись населения

125 лет назад была проведена единственная в истории Российской империи Всеобщая перепись населения. Она позволила впервые получить полные и достоверные данные о численности населения страны, а также об основных социально-экономических и этноконфессиональных характеристиках государства. По словам историков, перепись стала огромным достижением российской социологической науки, однако её результаты не были в полной мере учтены при управлении страной, которая вступала в полосу политической нестабильности.

9 февраля 1897 года в Российской империи прошла Всеобщая перепись населения. По словам экспертов, она стала огромным научным достижением, позволив впервые сформировать полное и объективное представление о численности и структуре населения страны. Однако учесть результаты переписи в своей практической работе управленческие элиты государства в полной мере не сумели и поэтому не смогли избежать обострения социальных противоречий в России в начале ХХ века.

Подготовка к переписи

По словам историков, первые попытки сбора статистической информации о населении предпринимались на Руси ещё в Средние века. Властям были необходимы данные для налогообложения и создания представления о мобилизационном потенциале тех или иных территорий.

Первыми организованными попытками переписи населения в России стали учреждённые Петром I так называемые государственные ревизии. Всего до 1860 года их было проведено десять, однако объективного представления о населении России они так и не сформировали.

«В ходе ревизий население и территория страны полностью не охватывались, методики проведения переписей на том этапе разработаны не были, не хватало подготовленных специалистов, способных справиться с подобной задачей», — рассказал RT заведующий кафедрой истории государства и права юридического факультета МГУ Владимир Томсинов.

Как отмечают эксперты, во второй половине XIX века многим в Российской империи стало ясно, что государство ощущает острую нехватку подробной информации о населении страны. Это стало особенно очевидно на фоне обсуждения вопроса о введении в России всеобщей воинской повинности.

В 1874 году при Министерстве финансов Российской империи была создана специальная комиссия, призванная определить меры, необходимые для организации воинского учёта населения и установления точного числа жителей России. Разработка положения о переписи была поручена членам комиссии, в том числе известному географу Петру Семёнову (будущему Петру Семёнову-Тян-Шанскому).

В 1877 году комиссия внесла в Государственный совет Российской империи проект положения о народной переписи, но рассмотрение данного вопроса было отложено на неопределённый срок. Семёнов, как глава Статистического совета Министерства внутренних дел, пытался убедить власти страны в необходимости проведения переписи, но долгое время его попытки были безуспешны.

Актуализировал вопрос получения подробной информации о населении страны неурожай 1891—1892 годов, когда власти столкнулись с отсутствием данных, необходимых для расчёта объёмов продовольствия, направляемых в те или иные регионы. В июне 1895 года доработанное Семёновым положение о проведении всеобщей переписи населения было утверждено императором Николаем II. Общее руководство переписью было возложено на министра внутренних дел, который был председателем Главной переписной комиссии.

Перепись должна была охватить всё население Российской империи, кроме «финляндских уроженцев» в Великом княжестве Финляндском. Комиссии по проведению переписи были созданы на уровне губерний и уездов, а также в отдельных городах: Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Николаеве и Керчи. Уезды и города были поделены на переписные участки.

Всеобщая перепись населения

В декабре 1896-го — январе 1897 года переписчики должны были обойти свои участки и провести предварительное заполнение переписных листов, включавших следующие данные: имя, отчество, фамилия или прозвище, семейное положение, отношение к хозяину домовладения (родственник, свойственник, жилец, работник, прислуга и т. п.), пол, возраст, состояние или сословие, вероисповедание, место рождения, место постоянного жительства или приписки, место постоянного пребывания, родной язык, грамотность, занятие, ремесло, промысел, важнейшие физические недостатки (глухота, немота, слепота, душевная болезнь).

В городах переписные листы должны были заполняться хозяевами квартир. Во владельческих усадьбах и на хуторах, на фабриках и заводах, а также на станциях, пристанях и судах — владельцами или руководителями, а в селениях — счётчиками.

Официальным днём проведения переписи было объявлено 9 февраля 1897 года (по новому стилю), когда участники процесса уточняли полученную ранее информацию.

Обработку полученных данных осуществлял Центральный статистический комитет МВД. Они кодировались с помощью специальных условных знаков и обсчитывались на машинах, разработанных американским инженером Германом Холлеритом.

Обработка данных переписи заняла почти восемь лет.

С 1899 года началась публикация информации о населении отдельных административных единиц Российской империи, а в 1905 году вышли в свет два сводных тома, содержащие данные о населении России в целом.

Согласно полученным статистическим данным, в России проживало 125,64 млн человек, из них в городах — порядка 16,83 млн. Население было распределено по стране крайне неравномерно. Средняя плотность составляла 5,9 человека на кв. км, но при этом колебалась от 0,46 человека на кв. км в Сибири до 74,06 — в Привислинских губерниях.

Участники переписи насчитали в Российской империи свыше 728 тыс. населённых пунктов, включая 932 городских поселения.

Большую часть населения империи по сословному признаку (более 77%) составили крестьяне, 10,66% — мещане, 6,61% — так называемые инородцы (представители народов, которые вели особое традиционное хозяйство), 2,33% — казаки, 0,97% — потомственные дворяне, 0,5% — личные дворяне и чиновники, 0,47% — представители духовенства, 0,27% — почётные граждане, 0,22% — купцы, 0,85% — представители других сословий и иностранцы.

Свыше 69% жителей Российской империи отнесли себя к православным, 11% — к мусульманам, 9% — к католикам, 4% — к иудеям, 3% — к протестантам.

По словам историков, в ходе переписи вопрос об этнической принадлежности не задавался. В переписных листах спрашивалось только о родном языке.

«Единство русского народа считалось объективным фактом. Всё православное славянское население проходило как русские, но делилось на великороссов, малороссов и белорусов — согласно диалектам», — рассказал RT доктор исторических наук, доцент МГУ Фёдор Гайда.

По языковому признаку 44,3% населения империи были отнесены к великороссам, 17,81% — к малороссам, 4,68% — к белорусам; 6,3% населения отнесли себя к полякам, а 4,03% заявили, что разговаривают на иврите или идише.

Грамотными были признаны 21,2% населения Российской империи (29,3% мужчин и 13,1% женщин), а 1,1% опрошенных на момент проведения переписи обучались в средних и высших учебных заведениях. Средний возраст населения страны составлял 25 лет.

Усреднённый размер семьи в Российской империи составил 5,8 человека, а общее количество семей — 20,94 млн. При этом 8,5% семей имели наёмных работников или прислугу.

«Перепись показала, что Россия — очень крупное государство, в структуре населения которого преобладают молодые люди, которых нужно будет трудоустраивать. Из этого можно было сделать вывод, что сельскохозяйственный характер экономики не отвечает вызовам времени, что Россия должна превращаться в индустриальную державу и что стране нужны серьёзные реформы. Но эффективно использовать полученную информацию Россия не смогла — управленческие элиты империи оказались слишком беспомощными», — отметил Владимир Томсинов.

По словам профессора МПГУ, доктора исторических наук Всеволода Воронина, перепись, в проведение которой были вовлечены многие учёные, давала шанс властям Российской империи с учётом полученных данных скорректировать свой политический и экономический курс.

«Однако, судя по событиям 1917 года, воспользоваться полученными в ходе переписи данными для решения социальных проблем правительству империи в полной мере не удалось. В то же время с научной точки зрения перепись стала качественным сдвигом в научном развитии страны. Это была огромная победа социологии в России, давшая мощный импульс для развития в империи социальных наук», — подытожил Воронин.