Войти в почту

В Казахстане, Узбекистане и Киргизии образовались очереди на АЗС

О проблемах с горючим в среднеазиатских странах начали сообщать пользователи соцсетей. В частности, в столице Узбекистана водители жалуются на отсутствие всех типов топлива на заправках. На тех, которые все еще продают бензины и солярку образовались большие очереди. "Многие заправки закрыты, а в других нет дешевого 80-го", написал в группе Facebook "Водители Ташкента" пользователь под ником Серж. К. Об ажиотаже на АЗС также пишет пользователь Абдурахмон Хакимов. В Узбекистане, где с начала года цены на бензин выросли на 72%, последние две недели наблюдается острый дефицит топлива, сообщает местное "Радио Озодлик" (узбекский филиал "Радио Свобода", признанного в РФ иноагентом). В пресс-службе Министерства энергетики Республики Узбекистан "Газете.Ru" сообщили, что ситуация осложнилась в связи с резким ухудшением погодных условий: 16-18 ноября 2021 года на территории республики наблюдались влажная и холодная погода, температура ночью опускалась до минус 5-8°С, в северных регионах – до минус 12-15°С. В министерстве подчеркнули, что в связи с этим на отпуск топлива с автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) были введены временные ограничения в определенное время суток, а именно, в вечернее и ночное время. "Ограничения продолжаются и в настоящее время, согласно графикам, утверждаемым областными администрациями", - уточнили "Газете.Ru" в Минэнерго Узбекистана. Аналогичная ситуация и в Киргизстане, пишут местные СМИ. В Бишкеке ряд АЗС и вовсе закрыты из-за отсутствия топлива. В Таджикистане пока что нет очередей на заправках, но цены на основные виды топлива поднялись до рекордных отметок. Власти Казахстана столкнулись с аналогичной проблемой - с 21 ноября они ввели временный запрет на вывоз из страны бензина и дизельного топлива автомобильным транспортом. Соответствующий совместный приказ Минэнерго, Минфина, МВД и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан (РК) размещен на портале информационно-правовой системы НПА РК. До 22 мая 2022 года из страны не разрешается вывозить горючее, за исключением того, что находится в топливном баке, а также в канистре – не более 20 литров в одном легковом автомобиле (ранее до 60 литров). Следить за выполнением этого запрета будет пограничная служба Казахстана и МВД, говорится в приказе. Причем полицейским поручено контролировать, чтобы горючее не вывозилось из страны даже в топливных баках, не предусмотренных заводом-изготовителем. Как ранее говорил на брифинге вице-премьер энергетики Казахстана Асет Магауов, нехватка автомобильного топлива в стране возникла из-за низких (по сравнению соседними государствами) цен на горючее. По его словам, из-за этой разницы в стоимости практически весь транзитный транспорт заправлялся на въездах и выездах из страны, что и привело к нехватке горючего. В конце сентября Казахстан дополнительно закупил в России около 150 тыс. тон дизельного топлива, отметил чиновник. Проблемы с нехваткой нефтепродуктов в Казахстане начались из-за остановки на внеплановый ремонт сразу нескольких крупных НПЗ, считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики России Александр Фролов. По его словам, мощности нефтеперерабатывающей отрасли страны едва справляются с ростом спроса на горюче-смазочные материалы. Любая нештатная ситуация может привести к дефициту топлива на АЗС, отметил он. По словам эксперта, в Казахстане, одном из ключевых участников проекта Нового шелкового пути, идет бурное дорожное строительство, активно восстанавливаются после пандемии грузоперевозки, много транзитного транспорта. В результате в последнее время заметно вырос спрос на солярку, за которым НПЗ просто не успевают, отметил он. "Сейчас дизельное топливо - это стратегический продукт для Казахстана. Остановка на ремонт НПЗ произошла очень невовремя: власти не смогли создать резервные запасы этого вида горючего. В итоге начались перебои на АЗС", - рассказал "Газете.Ru" Александр Фролов.% Схожие причины нехватки топлива и в других среднеазиатских государствах, полагает эксперт. Резкий рост дефицита горючего и увеличение его стоимости отмечается во всем среднеазиатском регионе, отметил руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин. "Власти стараются сделать стратегический запас энергоресурсов на зиму. Поэтому не заправках периодически возникают перебои, в первую очередь, с дизельным топливом", - отметил он. "Газета.Ru" направила запросы в министерства энергетики Казахстана и Киргизии. На момент подготовки материала представители этих ведомств не смогли ответить, с чем связан дефицит нефтепродуктов и как они намерены решать проблему нехватки горючего. После недавней модернизации НПЗ в Таджикистане и Узбекистане эти страны практически полностью закрывают потребности в автомобильном бензине, отметил осведомленный источник "Газеты.Ru" в Минэнерго РФ. Однако обеспечить выпуск необходимых объемов дизельного топлива они не могут. При этом официальных просьб о дополнительных поставках топлива в страны СНГ и ЕАЭС в министерство пока не поступало, добавил собеседник. Топливный туризм Проблемы с топливом в Казахстане ударили по жителям приграничных с республикой российских областей. Автомобилисты Омской области и других регионов, граничащих с Казахстаном, часто заправляются в соседнем государстве, рассказал заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов. По его словам, из-за более низких ставок акциза (разница примерно в 9 рублей на литр), топливо там обходится дешевле, чем в России. %%%Перевозка горючего из Казахстана даже в легковом автомобиле может приносить в месяц примерно 20-30 тыс. рублей, рассказал "Газете.Ru" житель Оренбурга Александр, занимающийся перегоном автомобилей из России в Казахстан. По его словам, такой бизнес развит, прежде всего, в приграничных районах. По словам партнера аналитического агентства "Автостат" Игоря Моржаретто, запрет на вывоз топлива - нормальная практика для защиты экономических интересов страны. "Несколько лет назад белорусские автомобилисты даже приделывали к машинам дополнительные баки и вывозили в Польшу и Прибалтику по 100-150 литров за раз. В итоге пограничники стали внимательнее следить за размером баков и этот нелегальный бизнес исчез сам собой", - напомнил эксперт.

В Казахстане, Узбекистане и Киргизии образовались очереди на АЗС
© Газета.Ru