Войти в почту

Недоперепись. Объективная картина государству не нужна?

Лучше поздно, чем никогда. 15 октября началась Всероссийская перепись. Вообще-то она должна была пройти еще в прошлом году, но пандемия внесла свои коррективы.

Недоперепись. Объективная картина государству не нужна?
© Свободная пресса

Гражданам России задаются 33 вопроса по двум формам — «Л» и «П». В бланках формы «Л» вопросы о поле, возрасте, гражданстве, месте рождения и проживания, национальности, образовании, семейном положении, количестве детей, источниках дохода, занятости.

В форме «П» - семь вопросов о жилищных условиях: типе жилого помещения, времени постройки дома, общей площади квартиры или дома, количестве комнат и благоустройстве дома. Причём вопросы сформулированы таким образом, чтобы при сопоставлении ответов на них получился максимально объективный результат.

Но умные люди сразу обратили внимание на то, что в опросных листах отсутствуют вопросы, касающиеся вероисповедания граждан, отчего возникает некоторый диссонанс: получается, что национальная принадлежность гражданина для государства важна, а конфессиональная – нет. Но, судя по топам новостей, межконфессиональные проблемы в нашей стране возникают достаточно часто.

«Перепись без вероисповедания - недоперепись. Государство не хочет знать картину в столь важной и чувствительной области?», - таким вопросом задаётся, например, политолог Вадим Трухачёв.

«Просто могут вскрыться неприятные данные...», - предполагает историк, эксперт по Ближнему Востоку Сергей Балмасов.

«Перепись 1937 года была последней, где спрашивали о вероисповедании», - напоминает экономист Антон Любич.

Действительно, почему вопрос о вероисповедании, несомненно, важный для многоконфессионального государства, не задаётся в рамках переписи? Государство это не волнует от слова «совсем»? Или эта тема настолько чувствительна для граждан, что её лучше не задавать, иначе люди будут отказываться от участия в переписи? А может, власть опасается, что результат, будет её неприятен?

Например, выяснится, что православных христиан, исповедующих свою религию, у нас куда меньше официально озвучиваемых 80%. Тогда придётся корректировать «скрепы». А может, стараются избегать «странностей», выявленные предыдущей переписью, согласно которой в России живут эльфы, гномы, джедаи и самураи. Если к ним еще добавятся почитатели Одина, Барона Субботы, Перуна, Ктулху или Люцифера Светоносного, то статистика заиграет новыми яркими красками. Вот только что делать с такой непривычной картиной мира? Не проще ли вовремя зажмуриться?

- Перепись необходима для выстраивания социально-экономической политики государства, собственно, первые переписи и проводились для того, чтобы оптимизировать сбор налогов с населения, - объясняет социолог Владимир Римский, - Поэтому все вопросы так или иначе связаны с экономикой и финансами. Для этого важны соотношение полов, источники доходов, миграционные процессы, количество предпринимателей, самозанятых. Даже про национальность спрашивают, потому что на основании этих данных становится понятным, сколько бюджетных денег надо выделить, например, на поддержку малых народов.

А вероисповедание к бюджетным деньгам напрямую не имеет отношения, церковь ведь у нас отделена от государства. Отчасти, этим и объясняется отсутствие вопросов, касающихся религиозной принадлежности. И это, как у социолога, у меня вызывает сожаление.

Эксперт напомнил, что вопросы, связанные с религией, были убраны из опросников переписи в советское время: тогда религия считалась опиумом для народа, пережитком прошлого, от которого сознательные граждане отказываются. Да и немногие бы тогда решились честно не этот вопрос ответить. Но сейчас роль религии в обществе возрастает, и этот процесс наблюдается в разных странах, не только в России.

Религия становится фактором политики. В Средние века были кровавые религиозные войны. И сейчас тоже многие конфликты имеют религиозную составляющую, например в Афганистане. Принцип: «мы этого не хотим, поэтому не будем об этом думать» чреват серьёзными проблемами, если не обращать на них внимания, то ситуация обострится, и тогда уже придётся действовать жёстко.

- Это очень важный вопрос, который должен влиять на госполитику, мы уже не можем отрицать влияния церкви как института на жизнь общества. Но тут есть важный момент: если его задавать, то придётся на результаты реагировать. И это уже сложно, могут возникнуть проблемы, например, с исламом.

Мы ведь понимаем, что среди последователей это религии есть не только люди, придерживающиеся умеренных взглядов, но и радикалы, и их много. И нужно как можно точнее ориентироваться в их соотношении, чтобы выявлять своевременно нежелательные тенденции. Статистика МВД не настолько точна как перепись.

Эксперт считает, что люди на вопросы, касающиеся религии, отвечали бы достаточно откровенно, ведь когда проводятся менее масштабные соцопросы, то проблем с этим не возникает. К тому же сформулировать их можно так, чтобы получить максимально честные ответы. Например, человек заявляет о том, что он православный. Но последующие вопросы: как часто он посещает храм, какие религиозные праздники отмечает и т. д. позволяют сделать вывод, насколько он религиозен, насколько религия влияет на его жизнь. Одно дело, если человек регулярно посещает службы, и совсем другое, если только на Пасху куличи освещает.

Также Владимир Римский отметил, в опроснике нет вопроса о суммарном доходе за год, хотя об источнике доходов спрашивают. А без этой информации невозможно выстраивать социально-экономическую политику, чтобы люди не отказывались отвечать вообще. На вопросы о доходах обычно отвечают менее половины респондентов. Но даже эти ответы могли бы показать реальный уровень бедности, реальное положение среднего класса, помогли бы выявить, кого мы относим к среднему классу. Мы имели бы сплошной опрос населения, с результатами которого можно было бы потом работать.

Теперь придется ждать переписи еще 10 лет, заключил социолог.