Где вне Руси жить хорошо?
Более 40% россиян предпочли бы остаться в России, даже если бы имели возможность жить в любой другой стране. В 2010 году так готовы были поступить всего 23% граждан.
Уезжать за границу у нас всегда было более модно, чем возвращаться. Это шутка, если что. Можно и посмеяться. А если говорить серьёзно, то смотрите цифры, приведенные выше. Если им верить, то для многих россиян самой привлекательной страной является Россия. Для сравнения: в США сейчас хотели бы жить всего 7% респондентов. А ведь эта страна занимает вторую строчку рейтинга. В первую пятерку также вошли Канада, Италия и Швейцария, их выбрали по 4% опрошенных.
Опрос проводился популярным сайтом по поиску работы в 522 населенных пунктах во всех округах России. В нём участвовали 3 тысячи респондентов старше 18 лет. Они отвечали на вопрос: «Если бы не было коронавирусных ограничений и у вас была возможность жить в любой стране мира, какую страну вы бы выбрали?».
Судя по цифрам, жить в России стало лучше и веселее, ведь количество желающих коротать дни свои среди родных берёзок увеличилось почти вдвое (ну, почти вдвое). Вот только многие граждане, ознакомившись с результатами опроса, почему-то не обрадовались:
«Я в печали, больше половины жителей нашей страны, не хотят в ней жить», - грустит в сети пользователь с красноречивым ником Я не с вами.
«Статистика эмиграции: 2014 год - 310 тыс.; 2015 год - 350 тыс.; 2016 год - 313 тыс.; 2017 год - 377 тыс.; 2020 год - 380 тыс. Причем официальные данные Росстата намного меньше, чем вышеприведенные цифры, взятые из зарубежных источников, т.е. от принимающей стороны», - сомневается в релевантности опроса Игорь Савельев.
«Не стройте иллюзий, мы так же втянуты в транснациональные компании, как и США, посмотрите, что вокруг, люди бунтуют везде, Большой Брат тоже везде, гайки закрутили везде, камеры и полный тотальный контроль, где лучше - где нет интернета», - пишет Андрей Бульбаш.
Действительно, опрос не выявляет главного: какими мотивами руководствуются те, кто желает остаться или уехать.
Социолог Мария Домарёва полагает, что главной причиной, повлиявшей на решение: «дома лучше» стала пандемия и спад экономики, который она спровоцировала:
- Пандемия - не самое удачное время для глобальных переездов. Здесь я вижу целый спектр преград для тех, кто еще недавно задумывался о начале карьеры в других странах. Это и проблемы с получением виз теми, кто еще не имеет приглашения на работу и желает присмотреться к новому месту. К тому же въезд во многие страны всё еще ограничен. Из-за противоэпидемиологических ограничений пострадали целые отрасли, количество рабочих мест, с которых можно было бы начать карьеру в чужой стране, резко сократилось. Это коснулось, в первую очередь, персонала гостиниц и ресторанов, нянь, людей «свободных» профессий. Они просто оказались не востребованы, будем надеяться, временно. К тому же в западных странах, а именно туда, согласно опросу, хотят попасть желающие сменить место жительства россияне, возникли проблемы с беженцами с Ближнего Востока и из Афганистана, наблюдается всплеск преступности, выявились недостатки в организации медицинской помощи населению.
Поэтому могу предположить, что показанное социологическим опросом увеличение желающих остаться на родине связано с реальными проблемами мирового масштаба, которые обострились на фоне пандемии.
Социолог подчеркнула, что Россия тоже в числе стран, пострадавших от пандемии, и счет еще не окончен. Ни коронавирус, ни экономические кризисы не добавляют оптимизма согражданам. Но, принимая во внимание мировую ситуацию, в которой лучше выждать и присмотреться к тенденциям, вполне понятны мотивы тех, кто взял паузу с отъездом за рубеж в поисках лучшей жизни.
Есть, конечно, люди, которые, имея возможность устроиться за границей, уезжать не планируют. Им и на родине неплохо.
Анна Медалье (звукорежиссёр, сценарист): «Я бывала и в Европе, и в США, и в бывших республиках СССР. Даже не знаю, как бы я жила за рубежом. Дома всегда есть то, что держит, помогает жить. У меня здесь друзья, я могу позвонить, написать, и помощь всегда придет. Кто-то привезет лекарства, кто-то продукты. Я здесь родилась и выросла, здесь родные мне переулки центра Москвы, где я ходила в детский сад и потом в школу. В общем, скажу, что "дым Отечества мне сладок и приятен"…».
Людмила Касперова (журналист, писатель, общественница): «Я могу жить только в России. Как, думаю, большинство моих сверстников, на обложках школьных дневников которых неизменно была картинка русского поля... Даже уезжая в отпуск, на отдых, я не могла долго находится за границей... Где родился - там и пригодился! Я пригодилась в России. Я благодарна ей. И, конечно, не предпочту ей заграницу».
Есть люди, не уезжающие в силу обстоятельств:
Александр (фотограф): «У меня очень сентиментальная мама. Знаете: родовое гнездо, могилы предков, все такое. Я к этому отношусь спокойно, но вот её оторвать от этих «могил» никаких сил не хватает. Оставить её одну не могу, особенно, когда не понятно, сколько времени границы будут открыты. Что может быть хуже – не иметь возможности приехать к родному человеку, если он нуждается в поддержке?».
Наталья (врач): «Моя дочь замужем за словаком, но живут они в Чехии, в пригороде Праги. То есть оба – иностранцы, так что им очень непросто приходится. Пока обустраиваются. Как только родят кого-нибудь – сразу перееду к ним. Буду нянчить внука или внучку, а они выйдут на работу».
Так что мотивы уехать или остаться бывают очень и очень разными. Поэтому довольно потирать руки и успокаивать себя тем, что всё больше граждан России выбирают Родину, право слово, слегка преждевременно.