Надежда умирает последней: россияне начали верить в экономику
22% россиян считают, что экономическая ситуация в стране будет улучшаться. Это почти в 4 раза больше, чем в прошлом году, когда такого мнения придерживались всего 6% опрошенных. Об этом говорят результаты исследования, проведенного компаниями «Ромир» и BCG. Как считают авторы, это свидетельствует о том, что социальный оптимизм в обществе растет.
Правда, до совсем уж радужных настроений россиянам еще далеко. Например, среди тех, кто высказался в позитивном ключе, 10% посчитали, что все настолько плохо, что хуже уже некуда, и дальше возможно только улучшение.
Почти половина опрошенных (43%) вообще не ожидают какого-либо изменения ситуации. В прошлом году доля «сторонников» стагнации составляла 21%. Зато количество тех, кто настроен негативно, заметно уменьшилось и теперь составляет 34%. Хотя это треть населения, в прошлом году этот показатель был вдвое выше.
«Положительные настроения россиян в отношении экономической ситуации в стране подтверждают постепенную, но в то же время стабильную смену упаднических чувств населения на более оптимистичные», - прокомментировала результаты исследования директор Romir Consumer Scan Panel Ксения Пайзанская.
Оптимизм излучают и профильные ведомства. В конце мая глава Минэкономразвития Максим Решетников заявил, что восстановление экономики происходит даже лучше прогнозов. Всемирный банк также улучшил оценку роста российской экономики: по базовому сценарию ВВП в 2021 году увеличится на 3,2% вместо 2,9%, такая же динамика сохранится и в 2020-м. Оживлению будут способствовать восстановление мировой экономики, повышение цен на нефть и мягкие денежно-кредитные условия на внутреннем рынке.
Впрочем, и пессимистов в рядах экспертов хватает. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин заявил, что прирост будет не таким большим, как хотелось, и не превысит 3%.
Кто же прав, оптимисты или пессимисты? Как считает экономист Никита Масленников, улучшение настроений россиян вполне понятно, но на самом деле поводов для оптимизма не так уж много. Скорее, правы те, кто предположил, что нас ждет стагнация:
- Налицо отскок после кризиса – рабочие места восстанавливаются, зарплаты прирастают, пенсии индексируются. То есть по массе внешних признаков ситуация лучше, чем в прошлом году. Отсюда и рост оптимистичных настроений, и удивляться ему не стоит.
Тем более что наша официальная статистика рапортует о выдающихся успехах экономики, например, о резком росте промышленности на 7,2% в апреле. Правда, если начать смотреть более детально, окажется, что к марту она упала на 4,5%, а со снятой сезонностью к календарному фактору выросла всего на 1,2%. А если вспомнить о том, что у нас в апреле цены производителей выросли на 27% к прошлому году, то становится понятно, на чем основан этот промышленный «рывок». Но такого рода анализ и выкладки – это достояние не массового сознания, а отдельных профессионалов, поэтому оптимизм растет.
«СП»: - А на самом деле поводов для оптимизма нет?
- Мы рискуем попасть в ловушку. Сейчас примерно еще квартал оптимистические настроения продолжат расти, возможно, поднимутся и до 30%. Но как только экономика выйдет на допандемические показатели, начнет нарастать ощущение тревоги по поводу следующего года. Отскок закончится, а прироста не будет.
Профессионалам очевидно, что мы сейчас отскакиваем на стагнационную траекторию. Чтобы выйти из этого режима, нужны мощные усилия и изменения в денежно-кредитной, бюджетной и структурной экономической политике. Будем надеяться, что мы увидим нечто подобное, когда правительство представит президенту стратегию социально-экономического развития до 2030 года. Возможно, это изменит негативные настроения экспертного сообщества.
Если же этого не произойдет, то по мере окончания отскока, мы увидим возвращение скепсиса в настроениях россиян. Если сейчас о стагнации говорят 43%, то к концу года этот показатель может вырасти до 50% и выше. И у них есть для этого основания. Например, безработица сейчас находится на уровне 5,2%, но летом она сезонно подскочит. Люди отдыхают, расслабляются, а затем начинаются сокращения. А это реальная жизнь и реальные рабочие места. Если не удастся удержать безработицу в узде, пессимизм, естественно, подскочит.
«СП»: - То есть без революционного плана развития экономики оптимизм россиян не оправдается, и мы окажемся в новом «застое»?
- Дело не в том, чтобы этот план был революционным, а в том, чтобы он был понятным, согласованным и начал бы сразу реализовываться новым составом Государственной Думы. Нужно, чтобы четким и прозрачным был бюджет, чтобы он отражал направленную на развитие экономическую политику, и чтобы его признавало общество и бизнес. Это еще и вопрос коммуникаций между правительством и гражданским обществом. Они должны объяснять, что они делают, чтобы к ним возникало доверие.
Кроме того, очень важно, чтобы экономическая политика была последовательной. А то у нас часто получается, что, одной стороны, власти повышают бюджетные трансферты на социальную поддержку, за что им большое спасибо. Но одновременно посылают сигналы о том, что «подкрутят» налоги тут и там. И как это воспринимать? Многие поручения президента не исполнятся месяцами, например, по установлению долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий. Хотя это могло бы стать хорошей мотивацией для бизнеса.
Так что мы сейчас находимся в очень неопределенной, неустойчивой ситуации. Многое будет зависеть от того, как мы с вами будем работать и от того, насколько жестко экспертное сообщество будет предлагать свои рекомендации властям.
Управляющий директор инвестиционно-образовательного центра Trade 123 Владимир Рожанковский частично разделяет оптимистичные настроения, потому что негатив прошлого года трудно будет превзойти.
- Россияне традиционно не блещут оптимизмом, но результаты этого опроса кажутся мне достаточно правдоподобными. Люди у нас начитанные, много времени проводят в интернете и представляют себе картину того, что происходит в мире, видят, что экономики постепенно восстанавливаются.
Понятно, что хуже вряд ли может быть, потому что прошлый год с удаленкой, закрытием заведений, банкротством малых и средних предприятий для многих был ужасным. Когда проблемы не только у тебя, но у родственников, друзей, соседей и коллег, как тут не взяться пессимизму? И такие настроения были не только в России, но и во всем мире – я много общался с людьми из Великобритании, Европы, США, и везде атмосфера была очень скверной.
Поэтому сейчас основания для оптимизма есть, и я, скорее, присоединюсь к оптимистам. Не то, чтобы у нас были супер перспективы, просто прошлый год был очень уж плохим. Негатив и паника, которую он посеял, начинают рассеиваться, поэтому настроения улучшаются. Правда, вряд ли здесь есть какая-то серьезная заслуга властей. Нельзя сказать, что у нас что-то принципиально изменилось, что наша экономика стала намного сильнее, люди начали больше зарабатывать, а доходы компаний увеличились.
Но на все это хотя бы есть надежда, а, как поется в известной песне, надежда – наш компас земной. Пока что у нас есть только этот компас. Доходы у людей остаются стабильно низкими, работодатели не планируют серьезного найма и увеличения зарплат работников. Из уст Центрального банка постоянно звучат «мессиджи» о сильной закредитованности россиян и негативном балансе, который нужно расчищать.
Не совсем понятно, за счет чего будет происходить рост, какой сектор будет вытаскивать экономику. Пока нет внятного ответа на этот простой вопрос, я остаюсь гражданским оптимистом, но не профессиональным.