От борьбы к комплиментам: Как происходит трансформация 8 Марта
Начало весны. Букеты цветов подрастают в цене, за ними выстраиваются очереди, женщины получают комплименты от мужчин и подарки. Так выглядит 8 Марта сегодня. Демонстрации, митинги, плакаты, строгие лица и требования равных прав — а таким Международный женский день был в самом начале.
— Когда миллионы людей в стране воспринимают этот день как праздник весны, любви и женщин, они выражают тот дискурс, который им передала социальная система, в том числе в лице государства. Это не они сами придумали и в таком ключе ощущают. Это навязанная установка, — говорит кандидат социологических наук Анна Алимпиева.
Чтобы понять, каким смыслом 8 Марта наполняют большинство россиян, вряд ли нужны социологические опросы. Достаточно взглянуть, как в зеркало народного сознания, на существующие шаблоны относительно этого праздника, которые слышны в поздравительных речах публичных лиц. Например, «Женщина — это тёплый светлый образ в судьбе каждого мужчины». По словам Алимпиевой, фраза звучит так, словно женщина родилась на свет для того, чтобы служить мужчине.
— Или: «…брать на себя повседневные заботы о доме и детях», «…и остаётесь красивыми, яркими, очаровательными». То есть, чтобы мы украшали дом. А если ты некрасивая, куда тебе деваться? — комментирует социолог.
Да, многие праздники имеют свойство утрачивать изначальную суть в восприятии масс. Рождество из дня рождения Иисуса превратилось в такой флешбек Нового года с подарками под ёлкой и застольем, 23 февраля из Дня Советской армии стал «праздником мужчин».
Но 8 Марта на этом фоне, пожалуй, выделяется. Из дня борьбы за права женщин он превратился в «молчи, женщина, твой день 8 Марта». Ну, то есть, с ног на голову. Чтобы понять, в чём фокус, сначала отправимся в прошлое., Краткая история праздника, Февраль, Нью-Йорк. На улице 1909 год и 15 000 возмущённых женщин. У них маленькие зарплаты и слишком длинный рабочий день. Ах да, ещё они не имеют права голосовать. Хотят экономической безопасности, лучших условий для жизни и потому скандируют:
— Мы не сдадимся! Как долго женщина должна ждать свободы!
Через пару месяцев американская Социалистическая партия объявила последнее воскресенье февраля Национальным женским днём.
— А что, прекрасная мысль! Нам тоже нужен праздник, который поможет продвигать равные права для женщин, — подумала коммунистка Клара Цеткин и рассказала об этом теоретику марксизма Розе Люксембург.
И на Второй Международной социалистической женской конференции в Копенгагене они озвучили идею. Уже в следующие пару лет дату отмечали практически по всей Европе. Российская империя не стала исключением. Но это были ещё цветочки.
Февраль, Петроград. На улице 1917 год и толпа возмущённых женщин. Без пяти минут революция. И отчасти к ней приведёт забастовка текстильщиц, что прошла 23 февраля по старому и 8 марта — по новому стилю. Спустя четыре дня император Николай Романов подпишет указ о даровании женщинам права голоса.
В 1921 году по решению второй Коммунистической женской конференции утвердили празднование 8 Марта в память о той самой петроградской демонстрации., Когда права неуместны, Международный день борьбы за права женщин идеально лег в социалистическую парадигму. И как же здорово показать всему миру, что старый порядок разрушен, и вот оно — новое государство, где братство и такое равенство, что даже мужчины и женщины равны. Ах, завидуйте! Мы впереди планеты всей!
— С другой стороны, эта повестка была активной, потому что новая экономическая модель нуждалась в трудовом ресурсе, в рабочей силе женщины. Советская власть эту рабочую силу интерполировала и на ней спокойно наживалась, — объясняет Алимпиева.
Но всё когда-нибудь кончается. Уже в 30-е государство повернуло на старый добрый тоталитаризм. Причём не только в России: на Родине Цеткин те же перемены.
— И поскольку идеология тоталитарного политического режима не вяжется с идеологией гражданского движения за права человека, то Советское государство стало подменять смыслы. И, чтобы не создавать протестный потенциал, наделило праздник новым содержанием: «Мы не будем бороться за права. Лучше будем делать комплименты», — отмечает заведующий социологической лабораторией БФУ имени Канта Александр Щекотуров.
Затем была война — тут уж совсем не до свобод. А после, в 1965-м, Международный женский день объявили нерабочим. Так дата окончательно утратила политизированный окрас.
— Выделение дня как выходного усилило символическую составляющую, когда нужно как-то проявить своё отношение к празднику: цветы, подарки, — утверждает Анна Алимпиева. — Плюс, в 60-е женщины были интерполированы в экономику. Государство уже заявило миру, что мы такие крутыши и, собственно, женщин вернули на то место, которое им и было ранее отведено патриархальным обществом. Они остались в экономике, но дальше их никуда не пустили., Вечное возвращение, Пусть не так массово, но всё же сегодня появляется запрос на изначальный смысл 8 Марта. Отчасти на это повлияло движение MeToo, «эффект Вайнштейна», когда знаменитости стали заявлять о сексуальных домогательствах на рабочих местах.
— Благодаря средствам массовой коммуникации это всё быстро распространилось. И напомнило нам о том, что главная ценность — это уважение личности, признание личных границ, — говорит Щекотуров.
По его словам, сегодня проблема равенства мужчин и женщин не стоит так остро, как век назад. Большинству женщин и мужчин предоставлены равные возможности в образовании и карьере. В главных сферах мы наблюдаем более-менее равный гендерный баланс. Так может, и ни к чему реанимировать изначальные смыслы?
— Всегда нужно знать первопричину, историю события. Чтобы лучше понимать, если произошла трансформация смыслов, откуда мы ушли и в какую сторону, — поясняет Щекотуров. — Было бы здорово вновь вернуться к первоначальному смыслу 8 Марта, потому что этот день — символ победы в борьбе за свои права. Именно женщины тогда смогли отстоять их в сильном мире мужчин. Это огромное достижение! И об этом нужно помнить.