Войти в почту

Русское чудо: С пустым карманом,  зато счастливые

Россияне крайне негативно оценивают происходящее в стране и лично с ними. Причем самоощущение людей в 2020 году катастрофически упало. Что, конечно, неудивительно, учитывая тяжелейший социально-экономический кризис, вызванный пандемией.

Русское чудо: С пустым карманом,  зато счастливые
© Свободная пресса

Именно к таким выводам приходят социологи ВЦИОМ, которые проанализировали настроения граждан на рубеже 2020-2021 годов. Вот лишь несколько самых красноречивых цифр.

48% россиян называют ситуацию в стране скорее плохой, чем хорошей (самые высокие цифры с мая прошлого года). 36% негативно оценивают экономическую ситуацию в стране. 26% опрошенных не устраивает актуальная ситуация в их жизни (это столько же, как в мае прошлого года).

О том, как подобное удручающее отношение граждан к собственной жизни сказывается на экономике, объяснили «Свободной прессе» эксперты.

– Результаты опроса ВЦИОМ о социальном самочувствии могут говорить о выработавшемся у большинства россиян иммунитете к любого рода потрясениям, о способности не фокусироваться на возникающих проблемах и находить стимул для жизни в благополучии своих родных и близких, что в целом свойственно ментальности российского населения, – говорит председатель правления кооператива «Обновление» Михаил Дорофеев.

«СП»: – То есть люди в целом уже не ждут ничего хорошего?

– Знаете, не все так однозначно. Пандемия, стагнация или падение реальных располагаемых доходов, неопределенность сроков возврата к привычной жизни не подорвали социальный оптимизм.

По данным другого опроса ВЦИОМ, проведенного в ноябре, четверо из пяти россиян ощущают себя счастливыми, и лишь у каждого десятого причина в этом базируется на хорошем материальном положении. В этом опросе доля пессимистов оценена в 20%. Почти такой же показатель и в опросе социального самочувствия.

За последние три года доля пессимистично настроенных граждан возросла, но незначительно – с 16% до 25%, причем еще летом она опускалась до 21%, что можно связать с надеждами на отсутствие «второй волны» пандемии и успехах с разработкой вакцин и последующем восстановлением экономики.

В то же время все перипетии вокруг эпидемиологической обстановки и ее влияния на деловую активность и ситуацию на рынке труда не повлияли на восприятие ситуации оптимистами. К концу году положительно оценивающих свою жизнь было 47% против 45% год назад. Число «реалистов», которые видят как плюсы, так и минусы, увеличилось с 23% до 26%.

«СП»: – На ваш взгляд, каким образом потребительский пессимизм влияет на российскую экономику? Люди стали более запасливыми или, быть может, экономными?

– Сильной связи между индексом социального самочувствия и потребительским поведением не прослеживается. Это лишь подтверждают гипотезу, что для большинства не в деньгах счастье, хотя они, конечно же, не помешают.

По оценкам Росстата, индекс потребительского доверия во втором квартале спикировал к значениям первого квартала 2016 года, когда страна только начала отходить от рецессии в экономике, составившей в итоге 2,3%.

К уровням тех лет опустились и составляющие этого индекса – ожидания изменения ситуации в экономике, а также произошедших изменений в экономике, при том, что оценки динамики личного материального положения продемонстрировали не столь драматичное понижение. Вместе с введенными ограничениями в условиях пандемии это повлияло на уменьшение доли услуг в личных бюджетах граждан как менее важную категорию жизни граждан.

Общественный деятель Грант Агасьян, создатель Всемирного союза армян считает, что пандемия позволила россиянам по-новому взглянуть на систему собственных ценностей.

– Россияне стали больше ценить семью и здоровье. Именно потому оценка благополучия заключалась в том, что здоровы близкие и дети. При этом треть граждан в этом году ощутили снижение доходов, для 30% главным событием года оказалась потеря работы.

«СП»: – Как это коррелирует со структурной перестройкой экономики России? Ведь очевидно, что потребительское поведение зависит как раз от ценностей.

– Для потребления (в том числе сферы услуг) эти данные свидетельствуют о том, что люди, которые больше ценят не материальные блага, а здоровье, будут больше заниматься этим вопросом. И это подтверждается данными о расходах россиян в 2020 году – траты на поддержание здоровья выросли на 30% к прошлому году (товары для спорта и отдыха, спортивная одежда).

При этом на 40-50% сократились затраты на сферу услуг и общепит (имеются в виду затраты граждан на салоны красоты, парикмахерские, ателье и т.д., а также на посещение ресторанов, кафе и пр.). Отрасль фитнеса потеряла более 50% выручки в этом году.

«СП»: – 2021 год будет в восприятии среднестатистического россиянина таким же субъективно тяжелым? Или люди уже привыкли к лишениям?

– Как ни крути, а вопрос доходов будет главным для уровня потребления в стране. По мере восстановления ситуации с безработицей, по мере роста доходов домохозяйств можно будет говорить и о том, что граждане начинают более активно тратить средства. Пока этого не произойдет, об улучшении потребительских настроений говорить будет рано.