Как Россия накажет Латвию за репрессии русских?

Россия рассмотрит возможность ответных мер на притеснение в Латвии российских СМИ, заявила на брифинге представитель МИД РФ Мария Захарова в ответ на угрозу ограничить трансляцию телеканала «Россия-РТР». Речь идет о нарушении прав национальных меньшинств (русских) в Латвии, пояснила дипломат.

Как Россия накажет Латвию за репрессии русских?
© Свободная пресса

Целью ограничения в МИД РФ считают «продолжение линии на искоренение любого инакомыслия, в рамках которого из информационного поля Латвии вытесняются российские и русскоязычные СМИ». Россия продолжит поднимать этот вопрос на международных площадках в надежде добиться взыскания для властей Латвии, пообещала Захарова.

Тем временем в Латвии под следствием находится группа русскоязычных журналистов, сотрудничающих с российскими медиа. МИД Латвии назвал уголовное дело «внутренним процессом демократического государства», ссылаясь на тот факт, что прибалтийское государство в рейтинге свободы СМИ организации «Журналисты без границ» находится на 25-м, а Россия на 149 месте.

В ответ главред портала Baltnews Андрей Стариков возмутился попыткой властей Латвии отрицать политический характер уголовного преследования авторов Baltnews и Sputnik и цензуру в латвийских медиа. Его позицию разделяют в российской Госдуме. По словам главы комитета Госдумы РФ по международным делам Леонида Слуцкого, это «совершенно непонятная и невообразимая ситуация».

«Мимо подобного нарушения прав русского населения и прав журналистов, мимо той антироссийской кампании, которая развернута в стране именно в последние месяцы, пройти нельзя», – заявил депутат. Рамочная конвенция национальных языков и языков меньшинств Совета Европы ратифицирована сеймом Латвии с изъятиями свыше 50 процентов текста, пояснил Слуцкий.

Госдума 23 декабря обратилась к парламентам европейских стран с призывом «осудить грубые нарушения Латвийской Республикой взятых на себя международных обязательств по соблюдению свободы слова, а также поддержать свободную работу СМИ, выступить против использования силовых методов и цензуры как инструментов политической борьбы».

Политическая контратака Госдумы случилась спустя несколько дней после того, как Европарламент тремя четвертями голосов одобрил резолюцию, основанную на Европейской гражданской инициативе о защите прав национальных меньшинств, проживающих на территории Евросоюза. Похоже, управа на Ригу найдется в любом случае – если не в Москве, то в Брюсселе.

– Резолюция Европарламента от 17 декабря – тревожный звонок для некоторых стран ЕС, в том числе Латвии, – считает правозащитник Оксана Челышева.

Дело в том, что до её вступления в ЕС в 2004 году тема прав меньшинств, в том числе института негражданства, была одной из наиболее болезненных на переговорах о вступлении. Тогда Латвии удалось убедить Брюссель, что страна найдёт консенсус со второй половиной общества уже в качестве члена ЕС.

Но как только это случилось, появился тезис о приоритете национальной юрисдикции в решении этих вопросов. Тем более, что ЕСПЧ поддерживал этот тезис: не было решений в пользу тех заявителей из Латвии или Эстонии, кто ставил вопрос о непредоставлении гражданства как нарушении прав человека. Европейская конвенция по правам человека также не выносит вопросы гражданства как сферу защиты прав человека.

«СП»: – И?..

– Всё изменил Брекзит. С выходом Великобритании из ЕС на материке осталось огромное количество граждан Великобритании. Утрата гражданства ЕС для них чревата потерей права на работу и прочие гарантии, которые им были предоставлены в ЕС. И всё идёт к тому, что Брюссель примет решение в их пользу. Но эта ситуация ставит граждан Великобритании на позиции неграждан ЕС.

Как те, так и другие никогда не были «лицами без гражданства». В случае неграждан стран Балтии – они были гражданами страны, которая перестала существовать. В случае Великобритании – их политики сами решили покинуть ЕС, а большинство граждан это решение поддержало. Между тем, по данным ООН, на 2019 год в разных странах ЕС проживало более 1,3 миллиона граждан Великобритании. Вполне сопоставимо с населением той же Латвии.

Если ЕС закрепит за ними статус граждан ЕС, сохранив их право на работу и участие в избирательном процессе, то автоматически встанет вопрос о наделении такими же правами и неграждан Латвии и Эстонии.

Это бы означало, что на внутреннем уровне Рига или Таллин могли бы продолжать практику политической дискриминации через отказ в участии в выборах или голосовании, но их неграждане получили бы право голосования на общеевропейских выборах. И, естественно, легальной работы в любой стране ЕС. Где они бы стали платить налоги. Не в казну Латвии, а в казну Финляндии, Швеции, Ирландии или Дании.

Кстати, в Финляндии право голосования на местных выборах представляется всем, в том числе постоянно проживающим гражданам третьих стран с видом на жительство. Они могут и голосовать, и избираться в местные органы власти.

По мнению старшего научного сотрудника Института стран СНГ Юрия Баранчика, России не следует поддаваться на провокации властей Латвии.

– Россия реагирует тем, что постепенно ограничивает свой грузовой транзит в порты Латвии, а также Литвы. Не случайно месяц назад власти Латвии обратились к Москве с жалобой на драматическое падение грузопотока из России. Но это запоздалое решение. Мы будем развивать свою портовую сеть, в частности, в Усть-Луге Ленинградской области.

Этот порт уже успешно развивается. Там осталось решить проблему, связанную с насыпными грузами — это требует вложений, но сейчас и она решается. Максимум в 2023 году будет введена необходимая инфраструктура. После этого можно будет полностью отказаться от портов в Прибалтике, грузооборот которых уже упал на 40 процентов. Это может привести к банкротству железной дороги той же Латвии. Так что караван идет. Надо просто набраться терпения.

«СП»: – Нам в России это сделать проще. А русскоязычные журналисты Латвии тем временем под следствием. Москва наказывает Ригу за репрессии, но это не влияет на политику дерусификации. Она продолжается. Может, России стоит как-то надавить на Латвию в контексте этого конкретного уголовного дела?

– Такого рода дела инициируются политическими элитами Латвии (был подобный случай и в Белоруссии – дело «Регнум») как раз для провоцирования России. Поскольку они нас не могут всерьез укусить – ни политически, ни экономически, то используют метод мелкой провокации. Подобно тому как шпана подсылает мальца к взрослому дяде спросить закурить. Расчет строится на то, чтобы вызвать политическую реакцию России и после этого завопить, что тоталитарная Россия вмешивается в их внутренние дела.

Мы находимся в военных по сути условиях... Иногда, когда небольшой партизанский отряд попадал в окружение, в интересах всего фронта мы вынуждены были им жертвовать, чтобы он отвлекал на себя внимание противника. К сожалению. Это арьергардные бои. Наши люди принимают на себя тяжесть ударов. Но реагируя на это, мы тем самым поддадимся на провокации. Как бы это ни было прискорбно для конкретных людей. Фактически их берут в заложники. Белоруссия хотела взять деньгами — газовым контрактом, а в Латвии хотят политического унижения России.

«СП»: – Поэтому и берут в заложники, что Москва терпит...

– Терпеть осталось недолго. Как только окончательно решится вопрос с грузовым транзитом, это приведет к серьезным политическим изменениям в странах Балтии. К тому же в 2023-2024 годах у них изменятся условия получения денег из ЕС. Когда эти страны войдут в экономически качественное новое состояние, вот тогда мы посмотрим.

А вот первый заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Николай Харитонов считает, что Россия при определенных условиях может ужесточить свое отношение к Латвии.

– Надо четко определиться, есть ли вина этих русскоязычных журналистов и насколько она доказана. Наши спецслужбы могут выступить с инициативой рассмотреть это дело совместно (как и по Навальному). И если они [Латвия] будут брыкаться, то тогда надо включать рычаги экономического, политического воздействия. Если виновата та сторона, то мы можем щелкнуть их по носу побольнее.