«Маникюрщиц нет, официанты кончились»: бизнесмены рассказали о нехватке мигрантов

«Маникюрщиц нет, официанты кончились»: бизнесмены рассказали о нехватке мигрантов

Поток трудовых мигрантов в Россию снизился вдвое. Такую статистику приводит МВД. По подсчетам силового ведомства из-за пандемии COVID-19 число зарубежных тружеников сегодня не дотягивает до шести с половиной миллиона человек при нормальных цифрах в 9-11 миллионов. Из-за острой нехватки приезжих рабочих рук отечественный бизнес по-настоящему лихорадит. Мы выяснили, какие именно сферы начинают «проседать» из-за оттока гастарбайтеров, и что делать дальше.

Фото: Наталия Губернаторова

«В этом году их численность постепенно снижалась и в настоящее время составляет 6,3 миллиона», — сообщили в МВД. То есть из-за пандемии рынок заграничных кадров сократился почти вдвое. При этом законно на территории нашей страны находятся лишь миллион мигрантов. Они работают по патентам, а живут в России на основании вида на жительство или разрешения на временное проживание. Остальные пять с лишним миллионов трудятся на птичьих правах.

Однако бизнес и таким полулегальным сотрудникам рад. Пандемия наглядно показала, до какой степени отечественная экономика зависима от приезжих рабочих рук. Сильнее всего из-за коронакризиса пострадали строительство, ЖКХ и сфера услуг, сообщил председатель Профсоюза трудящихся мигрантов Ренат Каримов.

— Главная проблема в том, что с 15 марта, когда был объявлен локдаун с закрытием границ, желающие работать не могут въехать в Россию. Они хотели попасть сюда 15 марта, затем 16, 17-го и так далее. Но так и не смогли. Счет идет на миллионы человек. Кто-то из них нашел работу на родине, Но большинство просто сидят и ждут, — пояснил Ренат Керимов.

Самые сильные потери ощутила бьюти-индустрия. По подсчетам бизнесменов, отток приезжих сотрудников в этом году составил 30-50 %. В основном это мастера маникюра и педекюра, а также парикмахеры. Причем настоящими гуру нейл-арта оказались девушки из Киргизии. Среди российских мастеров замены им не нашлось.

— В Киргизии есть учебные центры, где готовят мастеров маникюра. Это лучшие специалисты. По качеству работы наши мастера с ними не могут сравниться, — рассказал владелец сети салонов красоты Игорь Стоянов, — Многие сотрудники салонов красоты в первую волну уехали на родину в Казахстан, Киргизию, Таджикистан. В основном они уезжали, чтобы на родине поддержать родственников. Мы потеряли этих сотрудников.

Как рассказал Стоянов, самый серьезный удар пришелся по моностудиям. Это те, где делают только маникюр или только красят волосы. Там кадровые потери составили до 50 процентов. Сейчас бизнесу приходится экстренно искать новых специалистов. Предприниматели ищут подходящий по квалификации персонал из местных, бегом учат новичков и просто ждут тех, кто работать умеет и хочет, но сидит за границей в ожидании конца пандемии. Любой сценарий быстрого заполнения вакантных мест не сулит.

— Чтобы обучить мастера маникюра, нужно от одного до трех месяцев. Три месяца — это хороший мастер. А волосы — это уже от года, — сетует Игорь Стоянов.

Похожая ситуация и в ресторанном бизнесе. По словам президента Федерации рестораторов и отельеров России Игоря Бухарова, владельцы общепита планируют в ближайшее время направить в МВД письмо с просьбой открыть границы для мигрантов, которые хотят работать в отрасли. По аналогии с петицией, которую уже отправили в ведомство строители. Надеяться на то, что в московские рестораны приедут мигранты, успевшие за первую волну пандемии рассредоточиться по другим российским городам, бесполезно. Люди банально боятся потерять даже те крохи, которые сейчас могут предложить им региональные работодатели. В столицу уже никто не рвется.

— С самого начала, когда был объявлен локдаун, мы стали увольнять людей, — говорит Игорь Бухаров, — Мы же не могли платить зарплату, когда рестораны не работали. За это время кто-то уехал на родину, кто-то просто переехал в другой регион России и там нашел работу. Теперь мы зовем их обратно, а они не хотят ехать. Говорят: а вдруг новый локдаун, и все закроют.

Некоторых мигрантов пандемия заставила вообще пересмотреть взгляды на карьеру. Рестораторы признаются, что вчерашние повара уходят из отрасли и больше не планируют в нее возвращаться. Это очень тяжелый труд. Особого дефицита шеф-поваров нет, но сильно просели вакансии обычных рядовых поваров и работников кухни, официантов и уборщиц. Их, как признаются бизнесмены, лихорадочно не хватает. Коренных же москвичей и питерцев на такую работу никаким калачом не заманишь. Так что в ближайшие месяцы бизнес без мигрантов планирует жить как на вулкане.

Источник