Войти в почту

Председатель СЖ Владимир Соловьев: о роботах-журналистах и фейковых новостях

Неужели уже в ближайшее время мы будем читать новости, написанные роботом? Почему фейк-ньюс могут погубить человечество? Председатель Союза журналистов Владимир СОЛОВЬЁВ ответил на эти вопросы, а также рассказал «Аргументам недели» о том, как печатные СМИ выживают в условиях пандемии. – Эпидемия коронавируса усугубила непростое положение большинства российских СМИ, особенно региональных. Как вы оцениваете нынешнюю ситуацию на медиарынке? И как помогаете журналистам справляться с возникшими проблемами? – Странный и страшный год мы с вами переживаем. Такое случается раз в 100 лет, коронавирус обрушил все планы. Мы в начале года успели что-то сделать. Было много разных идей, но уже начиная с весны стало понятно, что надо перестраиваться. Помню, мы были на конференции в Болгарии, потом проехали по историческим местам. Я зашёл в магазин сувениров и вдруг увидел полные ужаса глаза продавщицы, которая смотрит телевизор, и там объявляют, что в Болгарии первые трое заболевших вирусом в Габрово, а мы только что оттуда уехали. 9 марта прилетели в Москву, а 10-го всех, кто прилетал из-за границы, на две недели сажали на карантин. Перед нами как, по сути, исследовательским центром журналистики возникли первостепенные задачи. Во-первых, понять, что происходит с отраслью, и во-вторых, всеми силами постараться её защитить. Наша команда ИНФОРУМов во главе с Юлией Загитовой провела масштабное исследование. Кстати, в этот второй вирусный пик хотим его повторить. Участие приняли более 600 СМИ, в основном печатных, из всех регионов страны. Выводы были достаточно печальные: рекламный рынок упадёт на 30–40%, многие медиа не переживут этот кризис. Ведь СМИ, как люди, рождаются, живут и, к сожалению, умирают. Многие коллеги потеряют работу. Я, как эксперт комитета ГД по информационной политике, выступил на заседании с итогами нашего исследования. Мы стали чётко осознавать, что нужно добиться помощи правительства. Поэтому совместно с Национальной ассоциацией телевещателей, которую возглавляет Эдуард Сагалаев, решили направить письмо премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой включить СМИ в перечень наиболее пострадавших отраслей. Это было в начале апреля, и можно сказать, что мы были первыми. К нам потом присоединились и Торгово-промышленная палата, и комитет Госдумы по информационной политике, и многие общественные организации, и Народный фронт. А также некоторые главы регионов, заявления которых инициировали местные отделения нашего Союза журналистов. Навалились всем миром, и всё в итоге получилось. 26 марта вышло постановление правительства, в котором СМИ оказались в списке наиболее пострадавших отраслей. После этого пошла большая помощь. Итоги озвучил Алексей Волин, который всегда нам помогал. К сожалению, недавно он покинул пост замглавы Минкомсвязи. В итоге более 30 тысяч средств массовой информации получили помощь – от журнала «Мурзилка» до телеканала «Дождь». Из тех, кто имел право, по бюрократическим причинам не смогли всего 300, это лишь 1%. Больше двух месяцев мы составляли списки СМИ, разбирали подробно каждый конкретный случай, пытались помочь, внести корректировки в свидетельства о регистрации. Были задействованы все наши 85 региональных отделений. Полученная помощь спасла сотни СМИ от финансовой гибели. Самый трудный период был весной, когда мало кто понимал, каковы перспективы, возникла паника. Ближе к осени руководители СМИ уже выработали план, как справляться с экономической ситуацией. Тем не менее обстановка по-прежнему напряжённая. Более 400 журналистов по всему миру скончались от коронавируса, в России – 15 человек. Многие коллеги продолжали работать, несмотря на болезнь. Мой друг Антон Верницкий из программы «Время», лёжа под капельницами в больнице, продолжал снимать всё на мобильный телефон и сделал очень хороший репортаж. Таких примеров много. Некоторые корреспонденты надели защитный костюм и вошли в красную зону – это почти как поехать на войну. Я не раз ездил туда, где идут боевые действия, и понимаю, как непросто из мирной жизни, где работают магазины, рестораны, шагнуть туда, где рвутся снаряды и умирают люди, где можно очень легко погибнуть. Здесь та же самая ситуация. Возможно, если бы члены правительства могли предсказывать будущее, финансовую помощь наша отрасль не получила бы, потому что при всех потерях сейчас СМИ чувствуют себя относительно неплохо. К лету уже всё довольно-таки успокоилось. Удалось даже провести в 24-й раз наш форум в Сочи. Перед этим там был «Кинотавр», я был приглашён. Все, кто участвовал, жили в гостинице «Жемчужина». Там заболел один из режиссёров, и возникло опасение, что всё и всех закроют на карантин. Тогда и наше мероприятие накроется. Но обошлось. Приехали журналисты, и в течение недели мы очень душевно и интересно провели форум. Никто из 900 участников не заразился. Следующий год для нас юбилейный, надеюсь, к этому времени удастся частично об этом вирусе забыть и пригласить иностранных гостей. Вообще труднее всего сейчас приходится именно печатным СМИ. Ко мне даже обратились с просьбой вмешаться в ситуацию с крупными торговыми сетями, которые стали выбрасывать с полок газеты и журналы. Оставляют только московский глянец и некоторые центральные СМИ, а районные или вообще не берут, или кладут вместо них картошку с мандаринами. Печатную продукцию нужно непосредственно держать в руках, а сейчас все боятся до чего-то дотрагиваться, бесконечно руки протирают. А ситуация и так на грани, ведь чаще всего газеты читают люди старше 65 лет, а они сейчас в основном сидят дома и смотрят телевизор. Как помочь? Нам пришла мысль постараться вернуть печатные СМИ в список товаров первой необходимости. Они были в этом списке, но исчезли через сутки по непонятным причинам. Я выступил с этой темой на форуме Торгово-промышленной палаты, с которой давно плотно работаем. Мы вместе с Сергеем Катыриным две недели назад написали соответствующее письмо премьер-министру Михаилу Мишустину. Ждём ответа. – Владимир Геннадьевич, как известно, подписан указ об упразднении федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать). По вашему мнению, удастся ли в рамках Министерства цифрового развития сохранить существующую систему поддержки СМИ, в том числе распределение грантов и субсидий? Или это окончательно уйдёт в прошлое, а помощь будет уже не такой, как раньше? – Начну немного издалека. Михаила Мишустина можно назвать блестящим управленцем. В своё время он сделал налоговую службу лучшей в мире. Неслучайно президент его назначил премьер-министром. Сейчас Михаил Владимирович спокойно, аккуратно, без лишнего шума переделывает всю систему управления страной. Первыми в списке ликвидируемых структур действительно оказались Роспечать и Россвязь. Россвязь занималась в основном раздачей частот. С Роспечатью мы работали вместе много лет. Там большое количество прекрасных специалистов в нашей области, уверен, они останутся на своих местах. Возможно, даже в тех же кабинетах. Многие из них участвовали во всех форумах СЖ и подробно разжёвывали региональным СМИ, как оформлять гранты и как за них отчитываться. Таких людей нельзя терять. Я сам входил в комиссию Роспечати, которая каждый год распределяла помощь, субсидии правительства печатным изданиям. Это огромные суммы, порядка полумиллиарда рублей. В этом году деньги получили более 700 газет и журналов. Многие из них на национальных языках. И только благодаря поддержке они выживают. Убеждён, всё это останется в рамках уже Министерства цифрового развития. – Не так давно известный политолог Евгений Минченко заявил о том, что качество бюрократии, прежде всего российской, к сожалению, снижается, потому что падает средний интеллектуальный уровень. Многие эксперты говорят о том, что чиновники, особенно региональные, сейчас слабее по своим профессиональным качествам, чем это было 10-20 лет назад. Так ли это, на ваш взгляд? – Да, меняется поколение, в том числе и поколение чиновников. Уходят те, кто был воспитан в старой школе ещё в Советском Союзе. Тогда уровень подготовки был серьёзный. Строгая карьерная иерархия, проверки качества работы. После случившихся перемен упали качество образования, подготовка кадров. Многие чиновники не знают, что у нас есть законы о печати, что есть статья о воспрепятствовании работе журналистов, приходится им объяснять. Тем не менее, много общаясь с региональными чиновниками высшего уровня, хочу сказать, что нынешняя когорта молодых губернаторов очень хорошо подготовлена. Постепенно всё станет ещё лучше. В том числе благодаря той модернизации, которую задумал премьер-министр. – Эксперты в области искусственного интеллекта всерьёз заявляют, что буквально через 2-3 года роботы смогут за секунды генерировать абсолютно актуальный и неотличимый от человеческого труда контент в любом количестве. Если это произойдёт, издатели смогут просто пользоваться лицензионными алгоритмами, текстами, которые будут создавать машины. Это может привести к тому, что профессии журналиста, как и копирайтера, корректора безвозвратно исчезнут. Если такая перспектива есть, когда это может стать реальностью? – Не думаю, что стоит хоронить профессию журналиста. Действительно, происходят невероятные изменения в технологиях, роботы пишут новости, искусственный интеллект «Яндекса» уже решает, какую новость поставить первой, хотя что-то там можно и подкрутить. Тексты, написанные искусственным интеллектом, побеждают на каких-то конкурсах, и это всё идёт по нарастающей. Я понимаю, что, наверное, уже скоро будут не востребованы такие журналистские профессии, как, например, райтер в агентстве, потому что просто переработкой новостей могут заняться роботы. Но творческое осмысление, съёмки телевизионной группы непосредственно на месте событий или прямые эфиры – вряд ли в ближайшие годы и даже десятилетия это потянут машины. – То есть останутся только репортёры, расследователи, может, журналисты-аналитики? – Многие газеты сейчас перешли на еженедельный формат, т.к. не успевают гнаться за соцсетями, да это и бесполезно. А вот когда раз в неделю приходит газета более толстого объёма с осмыслением и оценкой событий – это нравится читателям. Тиражи таких СМИ кое-где даже растут, хотя в основном такое происходит в США. – Ещё одна проблема современных медиа – это фейк-ньюс. В эпоху, когда ньюсмейкером может быть каждый человек, все друг друга обвиняют в создании лживой информации. Можно ли навести порядок в этом информационном хаосе? – Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Согласно социологическим исследованиям, сегодня невероятно возросло доверие аудитории к официальным СМИ. Это произошло как раз на фоне фейков о коронавирусе. Мы с вами знаем, что плохие новости продаются лучше, чем хорошие. И вот весной началось! Нам рассказывали, что летают вертолёты и чем-то опрыскивают, что в Биробиджане заваривают подъезды и жители не могут выйти на улицу… А индусы вообще показали на своём канале львов, гуляющих по улице, и сказали, что Путин выпустил 500 львов на улицы Москвы, чтобы люди боялись покинуть дома. Из-за этой лавины фейк-ньюс в соцсетях, пабликах, телеграм- и ютуб-каналах люди непроизвольно стали больше обращать внимание на официальные СМИ. Настоящего журналиста в отличие от блогера или обычного гражданина, которые ни за что не отвечают, учили обязательно проверять информацию. Нужно сохранить полученный уровень доверия. – Если всё-таки пандемия не закончится в будущем году, какие проекты, мероприятия под эгидой Союза журналистов точно состоятся? – Всегда хочется надеяться на лучшее, что мы продержимся ещё 2–3 месяца и заболеваемость пойдёт на спад. Несмотря ни на что, СЖ продолжит выполнять свою главную функцию – следить за состоянием отрасли и защищать журналистов. Ещё весной мы запустили Центр правовой защиты журналистов, который сейчас активно работает. Также появился сайт мониторинга нарушений прав журналистов. Причём на 6 языках. Если не получится провести в январе церемонию награждения «Золотое перо», перенесём её на весну. И конечно, большие надежды на юбилейный, 25-й, самый большой в мире журналистский форум современных СМИ «Вся Россия», о котором я уже упоминал вначале. Также много идей по международному сотрудничеству. Главное – пережить предстоящие тяжёлые месяцы.

Председатель СЖ Владимир Соловьев: о роботах-журналистах и фейковых новостях
© Аргументы Недели