Войти в почту

Эксперты рассказали, как встретить Новый год без финансовых потерь

Для многих 2020 год стал настоящим бедствием, именно поэтому желание проводить его помпезно будет идти вразрез семейному бюджету, считают эксперты ФБА «Экономика сегодня».

Эксперты рассказали, как встретить Новый год без финансовых потерь
© ФБА "Экономика сегодня"

Экономическая нестабильность и падение доходов не заставили россиян отказаться от трат на долгожданный новогодний праздник. По мнению профессора кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Елены Яхонтовой, на необдуманные покупки в предпраздничные дни потребителей толкает несколько факторов.

«Первый – давление окружения, когда есть четкие устойчивые ожидания, что традиционный семейный праздник невозможно отмечать без подарков, поэтому к нему нужно подготовиться и потратиться. Второй фактор – агрессивный маркетинг, который выводит на бессмысленные траты», - констатирует Яхонтова.

Не исключено, что в погоне за позитивными эмоциями для себя и близких, возможен рост займов в микрофинансовых организациях, и, как следствие, рост закредитованности населения. В первую очередь, это связано с уменьшением доходов и не изменившимися потребностями.

«Тратить нужно всегда меньше, чем зарабатываешь. Если мы берем заработок в 15 тысяч рублей, из этой суммы нужно вычесть все обязательные платежи, условно, это составит 5 тысяч рублей. Две трети уйдет на питание и другие затраты и только треть можно оставить на непредвиденные или малозначимые расходы», - заключает Яхонтова.

Доходы падают, цены растут

Производители традиционной праздничной атрибутики не упустили возможности нажиться на человеческой слабости: цены на мишуру, елочные игрушки, искусственные елки и другие новогодние товары в сравнении с аналогичным периодом прошлого года выросли в среднем на 15-20%.

«Платформа ОФД» провела собственное исследование цен на Новый год. Сейчас население отдает предпочтение более скудной корзине товаров, чем в прошлые годы, однако средний чек вырос. К примеру, объем продаж искусственных елей в ноябре 2020-го по сравнению с аналогичным периодом 2019 года упал на 35%. В то же время средний чек покупки вырос на 14% – до 1649 рублей за пластиковое дерево. Пластиковые сосны подрожали более существенно — на 24%: до 2000 рублей. Средний чек на елочные игрушки вырос на 18%, а покупать их стали реже на 10%.

В контексте новогодних праздников работает искусственное ценообразование, и, как правило, заранее заготовленный производителем товар сметается подчистую. Даже порядком залежавшееся в нужный момент уходит с молотка, резюмирует член Экспертного совета по регулированию потребительского рынка и защите прав потребителей Комитета по экономической политике Алексей Койтов.

Пандемия привела к тому, что во всем мире изменилось потребительское поведение и обозначенные тенденции. Покупатели стремятся сократить затраты, стараются планировать, в результате чего доля импульсных покупок снизилась на 80%.

«Темпы потребления в этом году сильно замедлились. Если в начале пандемии спрос можно было назвать стихийным, сейчас мы говорим о большей осознанности, хоть она и связана с резким уменьшением материального благосостояния. Население считает нужным сначала все-таки покупать товары первой необходимости», - считает Койтов.

Подстроятся ли ритейлеры к финансовой ситуации потребителей с поправкой на пандемию, предугадать сложно. «Думаю, продавцы будут вести себя более продуманно и осмотрительно. Любой бизнес понимает: сейчас ситуация очень тяжелая и мало прогнозируемая, поэтому ритейлу придется подстраиваться под новые реалии», - подчеркивает эксперт.

В ожидании высокого предновогоднего сезона продавцы стараются минимально повышать цены, чтобы получить к Новому году максимальные обороты.

«Черная пятница» не оправдала ожиданий

Стоит отметить, что даже в период ноябрьских скидок и «черной пятницы» продажи упали во всех категориях магазинов. В алкомаркетах — на 59%, в магазинах одежды и обуви — на 20%, в продуктовом ритейле — на 13%, в магазинах косметики и парфюмерии — на 4%.

Также данные показывают увеличение склонности населения к сбережениям и желанию оградить себя от рисков заболевания коронавирусной инфекцией, считает председатель правления КПК «Обновление» Михаил Дорофеев.

«Рост среднего чека отражает влияние роста числа свободных денежных средств у категории граждан с более высокими доходами. В условиях закрытых внешних границ и ограничения работы ресторанов и развлекательных заведений, увеличение затрат на украшение дома может компенсировать нехватку антуража вокруг встречи Нового года в условиях пандемии COVID-19», - констатирует эксперт в интервью для MK.

Осторожно, мошенники!

Также специалисты предупредили, что искусственно созданный предпраздничный ажиотаж идет на руку мошенникам.

«Было замечено 360 тысяч случаев мошенничества за первые полгода, сумма ущерба от которых составила 4 млрд рублей. С львиной долей потерянных средств потребители попрощались безвозвратно», - заключает Алексей Койтов.

Эксперты советуют не переходить по ссылкам от неизвестных отправителей и заводить для различных покупок отдельную виртуальную карту с лимитом списания.