«Единая шкала для власти». В УрФО нашли слабые звенья в реализации нацпроектов

Обманчивые цифры Как рассказали корреспонденту «ФедералПресс» в уральском полпредстве, пока решено публиковать данные раз в три месяца. Дело в том, что далеко не все из них обновляются с большей периодичностью, а по некоторым показателям статистика и вовсе подсчитывается раз в год. Тем не менее, уже из первой публикации на сайте можно сделать выводы о том, какие регионы лидируют или отстают в реализации нацпроектов. При этом цифры могут быть обманчивы: например, из простого сравнения кассового исполнения расходов в течение года нельзя построить рейтинг эффективности регионов. С одними подрядчиками расчеты происходят только после выполнения всего контракта, в то время как с другими заказчик расплачивается по частям. Есть и другие факторы, которые могут повлиять на освоение бюджета. Не стоит сравнивать регионы и по абсолютным цифрам в том или ином показателе. Во-первых, стоит учитывать численность населения: например, на Ямале она в восемь раз меньше, чем на Среднем Урале, поэтому в пересчете на одного человека расходы оказываются гораздо выше. Кроме того, до начала реализации нацпроектов регионы находились в разном положении, поэтому им нужно приложить разные усилия для выполнения своих планов. Демография: «Одних экономических рычагов недостаточно» Почти треть всех расходов приходится на нацпроект «Демография». В свою очередь, две трети затрат по этому нацпроекту – финансовая поддержка семей при рождении ребенка. Неудивительно, что главный целевой показатель – обеспечение устойчивого роста численности населения. Пока лучше всех справляются регионы Западной Сибири, на которые приходится практически весь прирост в УрФО. Население Свердловской области за последние пять лет уменьшилось, несмотря на явный рост числа жителей Екатеринбурга и близлежащих городов. Дело в том, что туда переезжают многие уральцы из малых городов и сел, где население сокращается. В Челябинской и особенно Курганской областях убыль населения является еще большей проблемой. «Изменение численности населения происходит за счет двух факторов – так называемого естественного прироста (соотношения числа родившихся и умерших), а также миграции. Согласно официальным статистическим данным, уровень смертности в УрФО в последние годы показывает тренд на снижение. Однако сокращается и число родившихся. Во всех субъектах округа после 2015 года уровень рождаемости с каждым годом становится все ниже. Причем в Курганской, Свердловской и Челябинской областях падение рождаемости происходит гораздо более высокими темпами. В результате за счет соотношения числа родившихся и умерших в этих регионах мы имеем и сокращение численности населения», – рассказала корреспонденту «ФедералПресс» кандидат экономических наук, доцент УрФУ Оксана Шубат. По ее данным, в Зауралье коэффициент рождаемости за пять лет упал почти на четверть. Что касается Западной Сибири, то там естественный прирост населения продолжается, но с каждым годом становится все меньше. «Для роста рождаемости и кардинального изменения демографической ситуации одних экономических рычагов недостаточно. Демографы давно об этом говорят. Нужно кардинальное изменение репродуктивных установок населения», – заявила Шубат. Того же мнения придерживается и доктор политических наук Сергей Зырянов. «Статистика по уменьшению численности населения Челябинской области говорит о том, что усилия пока носят несистемный характер и не дают быстрых результатов. Но в демографии и невозможно достичь быстрых результатов: если увеличить в два раза размер материнского капитала, это не будет означать, что родится в два раза больше детей. Это очень сложный и многофакторный процесс. Деньги нужны, но нужно умело направлять их и рефлексировать над тем, дают ли они отдачу», – объяснил он корреспонденту «ФедералПресс». Дороги: небывалый объем Пятая часть расходов на нацпроекты связана с безопасными и качественными дорогами. В основном речь здесь идет о развитии дорожной сети. Больше всего затрат в пересчете на душу человека – на Ямале, в Югре и в Курганской области. Интересно, что для Зауралья это один из немногих нацпроектов, финансируемых преимущественно из регионального, а не федерального бюджета. Этот же регион имеет худшие стартовые показатели: в нормативном состоянии находится менее 40 % дорог регионального и межмуниципального значения. Лучший показатель у Югры: там лишь 15 % дорог не соответствует нормативам. Согласно официальному сайту нацпроекта, годовой план практически полностью выполнен в той же Югре и близится к завершению в Свердловской области, в то время как в Зауралье остается уложить почти треть асфальтового покрытия. В сентябре мост, который строится в Кургане в рамках программы, осматривал лично полпред Николай Цуканов. Как рассказал корреспонденту «ФедералПресс» эксперт ОНФ Владимир Иванов, в прошлом году в Зауралье работы по нацпроекту проходили в ноябре и даже в декабре, так как контракты отыгрывались в мае. В нынешнем году госзакупки прошли вовремя, но работы затянулись из-за небывало большого объема, для которого не хватает рабочих рук, объясняет Иванов. «Основные контракты заключены на срок до 15 ноября, но, к сожалению, будут завершать в декабре месяце. Но я уверен, что в этом году в зимнее время будут завершаться не дорожные работы, а работы, связанные с обустройством: автобусные остановки, переходы, освещение, ограждения», – сказал Иванов. Жилье: Тюмень против Екатеринбурга Третий по объему финансирования нацпроект – «Жилье и городская среда». Один из основных показателей – ввод жилья, который пока рано оценивать: известно, что большая часть объектов традиционно сдается в четвертом квартале. Самый большой план в абсолютном выражении у Свердловской области, но, если пересчитать на душу населения, то практически в два раза ее превосходит Тюменская. Она же является и лидером в УрФО по обеспеченности жильем. Точно так же не сразу можно выделить и аутсайдера: хотя на Ямале строится меньше, чем в Зауралье, по количеству квадратных метров на душу населения Курганская область все же проигрывает. «В Тюмени и в предыдущие годы строилось существенно больше в относительных величинах, чем в Екатеринбурге. В Тюмени более сильный миграционный приток в город, это один из самых быстрорастущих городов в России. Тюмень устойчиво привлекает много новых жителей, которые формируют спрос на жилье», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков. Еще один показатель – расселение аварийного жилья. Практически все регионы не только выполнили, но и перевыполнили план на 2020 год: как объяснили «ФедералПресс» в полпредстве, это может быть связано с тем, что обязательства были несколько занижены. Опасность срыва планов остается только в Курганской области, сообщал Фонд содействия реформированию ЖКХ. Особое внимание там уделили строительству нового дома в Шадринске, которое затягивает подрядчик. Медицина: риск невыполнения Четвертый нацпроект – «Здравоохранение» – приобрел особую важность в период пандемии коронавируса. Именно с перенастройкой медицинской системы в новых условиях может быть связан и риск недостижения целевых показателей по смертности от болезней системы кровообращения и от новообразований, который присутствует почти во всех регионах. По числу смертей от сердечно-сосудистых заболеваний наибольшую тревогу вызывает ситуация в Свердловской и Челябинской областях, которые и так лидируют по этому печальному показателю. Проблема смертности от онкологических заболеваний острее всего стоит в Курганской области. Ученые отмечают, что смертность от сердечно-сосудистых заболеваний часто имеет социальные причины. Так, в прошлогодней статье доктора медицинских наук Натальи Ножкиной и ее соавторов отмечалось, что, как правило, от них умирают люди с низким уровнем образования, значительная часть жертв – безработные и бездомные. «Такие социальные характеристики, как правило, сочетаются с недостаточной приверженностью профилактике и медицинскому наблюдению», – пишет Ножкина. В статье отмечается, что в последние годы смертность снизилась благодаря развитию специализированной медицины и скорой помощи. Председатель свердловской организации по защите прав пациентов Максим Стародубцев сказал корреспонденту «ФедералПресс», что невыполнение плана по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в нынешнем году будет практически повсеместным. Причиной стало ограничение плановой помощи во время пандемии коронавируса. Разрыв между Свердловской областью и регионами Западной Сибири Стародубцев связывает с уровнем финансирования: «Югру скорее надо сравнивать с Москвой по уровню кадрового обеспечения, обеспечения техникой, зарплат специалистов. Тюмень в последние годы получила достаточно мощные финансовые вливания», – говорит он. Образование: новые точки роста Свой отпечаток пандемия наложила и на показатели нацпроекта «Образование»: из-за коронавируса были отменены основные государственные экзамены после 9-го класса, проблемы возникли и с дополнительным образованием. Кстати, по итогам прошлого года наибольшим спросом дополнительные образовательные программы пользовались в Тюменской области: там занятия посещали пять из шести детей, в то время как в Курганской и Свердловской областях – менее двух третей. «В рамках нацпроекта стали появляться новые места, где дети могут заниматься дополнительным образованием: это и кванториумы, и IT-кубы, и «точки роста», и центры по работе с одаренными детьми, и центры цифрового и гуманитарного образования на базе общеобразовательных школ в сельской местности, и еще много-много чего. И это касается только блока дополнительного образования, а еще есть школы и профобразование», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» начальник департамента образования Екатеринбурга Константин Шевченко. Экология: спастись от мусора Особенно важным для УрФО является нацпроект «Экология»: округ лидирует по объемам промышленных отходов и выбросов. Непростая ситуация складывается и с питьевой водой: в прошлом году Свердловская и Челябинская области, а также Югра не выполнили план по увеличению доли населения, обеспеченного качественной водой. Впрочем, тогда это связывали с изменением нормативов, по которым высчитывается показатель. Министр ЖКХ Свердловской области Николай Смирнов говорил корреспонденту «ФедералПресс», что из-за этого необходимы новые федеральные субсидии. Более половины затрат по проекту приходится в совокупности на ликвидацию свалок и создание комплексной системы обращения с мусором. Весной совет по экологической политике при полпреде внес целый ряд предложений по этому поводу, включая разработку дорожной карты по избавлению от пластика и организацию раздельного сбора стеклотары. Больше всего сложностей у Курганской области: это единственный уральский регион, полигоны которого, по данным Счетной палаты, будут переполнены в ближайшие годы. При этом в Зауралье перерабатывается менее 1 % мусора. Председатель курганского отделения Российского экологического общества Сергей Завьялов называет провальными результаты реализации проекта по созданию системы обращения с ТКО. «Предусмотренные бюджетом деньги не могут быть доведены до исполнителей, слабо работает компания «Российский экологический оператор». Федеральные власти не могут выработать алгоритм, от этого страдает вся вертикаль», – заявил он корреспонденту «ФедералПресс». В качестве положительного примера Завьялов приводит проект по обращению с отходами 1-го и 2-го класса опасности, который выполняет «Росатом». Бизнес: удар пандемии Кроме того, в УрФО реализуются такие проекты, как «Малое и среднее предпринимательство», «Культура», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт». Все эти сферы так или иначе были задеты пандемией коронавируса. Так, в Челябинской области число занятых в сфере малого и среднего бизнеса в сентябре было почти на 40 тысяч человек ниже, чем планировалось. Член совета челябинского отделения «Опоры России» Елена Фасахова связывает ухудшение показателей с пандемией коронавируса. Для умирающих предприятий финансирование в рамках нацпроекта оказалось недоступным, отметила она в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс»:«Предоставление субсидий или акселерации проектов важны для действующего бизнеса, а для закредитованных предприятий, которые не могут выплатить зарплату, эти программы не совсем подходят. Когда предприятия хотят получить эту поддержку, они, наоборот, должны подтвердить отсутствие задолженности перед налоговыми органами, показать свою финансовую стабильность». Доходы населения – стимул экономики «Первый опыт реализации нацпроектов показал, что система государственного и регионального управления не совсем готова к выполнению этих задач и работе с теми финансовыми ресурсами, которые выделяются на их реализацию», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» Сергей Зырянов. По его мнению, несмотря на пересмотр нацпроектов новым правительством, основная их цель осталась прежней: «под жестким административным контролем со стороны исполнительных органов власти решать задачи по развитию экономики и социальной сферы, обеспечению граждан услугами, которые раньше оказывались не в полном объеме или недостаточно качественно». «Также важен рост уровня доходов населения, потому что только люди, с каждым годом получающие рост реальных доходов способны дать стимул развитию экономики, а это конечная цель всех национальных проектов», – подчеркнул ученый. Зырянов называет влияние пандемии на реализацию нацпроектов угнетающим. «Спад ВВП почти на 5 %, увеличение процента безработных, снижение реальных доходов населения осложняют получение положительного эффекта, на который ориентированы и власть, и общество», – заключил он. Руководитель лаборатории новых технологий ЭИСИ Дарья Кислицына отмечает, что нацпроектам до сих пор уделяется приоритетное внимание со стороны государства. «Это единая шкала для разных уровней власти. Да, нацпроекты подвергались определенной корректировке, но они продолжают оставаться одним из ключевых мерил эффективности деятельности всех органов власти», - заявила она корреспонденту «ФедералПресс». При этом Кислицына подчеркивает необходимость публиковать промежуточные результаты и достижения нацпроектов: «Они действительно разные, и важно фиксировать, как их влияние изменило жизнь в отдельно взятом регионе, районе, муниципалитете. Нужно привязывать появление конкретного ФАПа к нацпроекту. То есть существует необходимость не только реализовывать их, но и информировать о текущих результатах». Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; инфографика: ФедералПресс / Елена Майорова

«Единая шкала для власти». В УрФО нашли слабые звенья в реализации нацпроектов
© РИА "ФедералПресс"