Боятся ли миллениалы ипотеки и где теперь россияне приобретают недвижимость?
Опрос как исследовательский метод, конечно, имеет множество минусов: часто возникают обоснованные сомнения в репрезентативности выборки участников, сами вопросы могут быть сформулированы неточно, что порождает множественность их толкований и расплывчатость ответов, респонденты возьмут да и слукавят, высказав свою позицию не совсем честно, и так далее. Но все-таки результаты опросов, в том числе имеющих отношение к рынку недвижимости, — это всегда интересно. Например, ВЦИОМ провел опрос, чтобы выяснить, как россияне оценивают экологическую ситуацию в своем регионе и, в частности, положение дел с организацией сбора и вывоза мусора. Выяснилось, что сейчас почти две трети россиян (64%) считают экологическую обстановку в своем месте проживания в целом благополучной или скорее благополучной — таких, кстати, оказалось на 5% больше, чем в январе нынешнего года. Вообще рекордным за последние годы является показатель мая 2019-го (65%), а антирекордным — июня 2010-го (34%). С того самого июня все больше и больше россиян в общем и целом экологической ситуацией довольны, и сейчас чаще других так считают жители обеих столиц (69%), сел (69%) и городов с населением менее 100 тысяч жителей (68%). Однако же 34% наших соотечественников сказали, что в их регионе экологическая обстановка скорее неблагополучная. Что касается мусора, также почти две трети россиян (67%) заявили, что их все устраивает, особенно удовлетворены жители Москвы и Санкт-Петербурга (77%). Но 32% респондентов признались, что в их населенном пункте по части сбора и вывоза мусора радоваться нечему. При этом 41% участников опроса сказали, что у них за последний год ситуация изменилась к лучшему, 13% — что она изменилась к худшему, а 43% — что вообще не изменилась. Вопроса, плохо это или хорошо, что не изменилась, ВЦИОМ не задавал. Консалтинговая компания Kontakt InterSearch Russia провела исследование (имеется в распоряжении BFM.ru) с целью ответить на вопрос: кого сегодня сокращают и, напротив, кого ищут работодатели. Исследование получилось масштабным — в опросе приняли участие 510 компаний, представляющие 19 индустрий, и почти каждая шестая компания была игроком рынка строительства и недвижимости — это к слову о репрезентативности. Вот лишь несколько любопытных выводов. Активнее всего компании сегодня ищут продавцов — как онлайн-, так и офлайн-формата — и IT-разработчиков. Довольно велики шансы найти работу у производственников, профессионалов в сфере digital-маркетинга, специалистов по развитию бизнеса; а вот юристов, специалистов в области регистрации и сертификации или коучей компании, по их собственному признанию, сейчас практически не ищут. Но вообще те, кто позиционируют себя как специалисты, в куда более выигрышном положении, чем те, кто видит себя мидл- или топ-менеджером: о востребованности первых заявили 66% участвовавших в опросе компаний, про вторых подумали лишь 40% респондентов, про третьих — и вовсе только 20%. Первая тройка навыков сотрудника, которые могут способствовать его быстрому и выгодному трудоустройству, с точки зрения работодателей выглядит так: гибкость и умение быстро корректировать стратегию (52%), мультизадачность (42%), способность быстро обучаться (38%). Также многие говорили о способности решать сложные проблемы, умении запускать продукты в короткие сроки, цифровой грамотности, стрессоустойчивости и эмоциональном интеллекте. Кстати, о последнем: среди прочих в исследовании был вопрос: «Навыки и качества, которых чаще всего не хватает руководителям-мужчинам и руководителям-женщинам?». Так вот, отсутствие эмоционального интеллекта — самый распространенный мужской начальственный «порок»: так сказали 53% респондентов. Еще 34% обвинили руководителей-мужчин в неумении работать в команде, 14% заявили, что начальникам часто не хватает креативного и инновационного мышления. У руководителей-женщин все более гладко — судя по ответам, им не хватает всего понемножку: стратегических, аналитических и лидерских навыков, все того же умения быть командным игроком и так далее. Наконец, в списке тех отделов и позиций, где компании уже провели или планируют провести сокращения, первые три места с отрывом занимают административная функция, финансы-бухгалтерия и маркетинг-пиар-реклама. Однако 31% участвовавших в опросе компаний заявили, что у них сокращений нет, и это внушает определенный оптимизм. Эксперты международной консалтинговой компании Knight Frank провели опрос среди своих клиентов-экспатов (исследование есть в распоряжении BFM.ru). Зарубежная часть опроса показала, что 64% респондентов решили на фоне закрытия границ купить второе жилье, однако, как отмечают в Knight Frank, только 29% экспатов рассматривают возможность постоянного проживания, 14% покупают недвижимость исключительно как второй дом, а большинство (57%) ищут дом «50/50», который в долгосрочной перспективе может стать основным местом проживания. Но нас, конечно, больше интересует не про них, а про себя. По данным российского офиса Knight Frank, за время пандемии на 20% вырос спрос россиян на приобретение второго жилья за рубежом, и самыми привлекательными для инвесторов странами оказались Италия, Испания и Кипр — на них спрос вырос сразу на 50% в связи с большим числом объектов, которые собственники выставили на продажу с дисконтом. Как отмечает директор по зарубежной недвижимости Knight Frank Russia Марина Шалаева, «популярностью пользуется Италия, особенно Тоскана — там дисконты составляют до 40%». Марина Шалаева директор по зарубежной недвижимости Knight Frank Russia «Есть дисконты в отдельных городах — Риме и Милане. Зачастую покупатели ищут либо квартиры, либо виллы на побережье, иногда интересуются поместьями с землями. Объекты продаются в срочном порядке собственниками, пострадавшими от кризиса. Во Франции дисконты более редки и меньше в размере — собственники ожидают оффера от потенциальных покупателей и готовы к торгу. Внушительный спрос есть также на Испанию, Грецию и Кипр. На Кипре есть очень интересные предложения с дисконтами до 25%. Когда собственник или девелопер заинтересован в продаже, это, конечно, создает дополнительный интерес. Точно можно сказать, что собственники пойдут на переговоры с покупателями. Самый важный момент — это возможность получить ВНЖ или гражданство, потому что ситуация с авиасообщением неопределенная». А вот исследование Райффайзенбанка (есть в распоряжении BFM.ru) посвящено миллениалам и их взаимоотношениям с ипотекой (поскольку есть разные версии термина «миллениалы», уточним, что в данном случае к ним отнесли родившихся в период с 1981-го по 1996 год). Онлайн-опрос, в котором приняли участие более 2 тысяч человек в возрасте 24-38 лет из десяти крупных городов страны, включая Москву и Санкт-Петербург, показал: почти 80% миллениалов, планирующих покупку недвижимости в ближайшее время, собираются приобретать ее в ипотеку. Тут стоит подчеркнуть, что на момент исследования большинство респондентов (64%) состояли в зарегистрированном браке, 21% были свободны от партнерских отношений, ежемесячный доход 47% составлял 30-60 тысяч рублей, а меньше этого зарабатывали 37% респондентов. Позиция тех, кто отказывается от игр с ипотекой, в общем, понятна. Среди них 36% (в Москве это даже 42%) заявили, что им хватает собственных средств, и это очень большой процент, учитывая цену покупки и возраст респондентов. Еще 12% (в Ростове-на-Дону — 20%, а в Нижнем Новгороде — целых 27%) признались, что деньги (все или только недостающие — не уточняется) им дадут родители и другие родные. А 45% сказали, что вообще не готовы думать об ипотеке, поскольку не хотят переплачивать — с учетом того, что сегодня миллениалы составляют значительную часть экономически активного населения, это «не хотят переплачивать» должно бы насторожить и банки, и девелоперов, и регуляторов отрасли. Миллениальские ипотечные страхи, в общем, тоже ясны. Например, 32% из числа тех, кто не намерен брать ипотеку, честно сказали, что боятся не осилить выплату кредита в будущем (как отмечают в Райффайзенбанке, этот страх наиболее силен у жителей Перми и Петербурга — 42%). Еще 11% (а в Самаре, например, вообще 19%) подчеркнули, что боятся отказа со стороны банка, и 2% — что опасаются потом не продать квартиру в случае чего. Но вот что показательно: 4% не берущих ипотеку не делают этого, потому что… не понимают, как она работает! Конечно, ипотечные правила периодически меняются, но с конца 1990-х, когда в России появилась ипотека в ее современном виде, матчасть уж можно было бы выучить.