Потребители собрались полгода жесточайше экономить. Спрос может и не восстановиться
«Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию». Хуже всего придется торговым центрам и индустрии развлечений. В 90% товарных категорий ожидается падение спроса, сильнее всего — в сфере развлечений и досуга, пишет РБК со ссылкой на исследование компании BCG и холдинга «Ромир». Даже если текущие ограничения будут сняты, россияне будут сокращать расходы на досуг и отдых, рестораны, кино и тому подобные услуги. Более двух третей респондентов ожидают наступления рецессии, еще почти столько же уверены, что «худшее еще впереди». В ближайшие шесть месяцев снижения расходов ожидают 15% российских потребителей. 38% респондентов собрались снизить расходы на алкоголь, 32% — на косметику, макияж и парфюмерию, 31% — на стационарную электронику и бытовую технику, 29% — на мобильные устройства, а 26% — на мебель и интерьер, 21% — на одежду. В торговых центрах сократят расходы 47% опрошенных, заведениях уличной торговли — 40%, в кинотеатрах и ресторанах — 34%. Напротив, россияне собираются больше тратить на коммунальные услуги, домашний интернет, мобильную связь, лекарства и свежие продукты. Граждане и элиты оказались одинаково не готовы к такому стремительному негативному сценарию. Сокращение затрат, создание запасов, рост расходов на домашний досуг — естественная реакция на разворачивающийся экономический кризис, — полагает президент «Ромира» Андрей Милёхин. Полностью спрос восстановится не ранее чем через три года, считает президент Finn Flare Ксения Рясова. А президент сети Baon Илья Ярошенко и вовсе не думает, что стоит ждать восстановления в ближайшие годы — кризис поменял потребительское поведение. «Столько одежды, сколько у нас сейчас, уже точно не понадобится», — считает он.