Л.Бызов: Медведев – страховка Путина от дворцового переворота

Премьер Дмитрий Медведев, накануне своего выступления 17 апреля в Госдуме с отчетом о работе правительства, проводит цикл встреч с думскими фракциями. З апреля премьер пообщался с депутатами «Справедливой России», 4 апреля запланирована встреча с фракцией ЛДПР, 5 апреля – с КПРФ. Последней на «ковер» к Медведеву приглашена «Единая Россия» – встреча с ее представителями пройдет 11 апреля. По данным СМИ, коммунисты на этой встрече намерены потребовать отставки главы Минэкономразвития РФ Максима Орешкина, в ЛДПР недовольны тем, как решается проблема демографического кризиса и проводится мусорная реформа. В «Единой России» заявили о желании серьезно поговорить с премьером о деньгах, выделенных на нацпроекты. Но вряд ли даже оппозиционные депутаты будут «жечь глаголом» Медведева на этих встречах – они носят, скорее, ритуальный характер. И вряд ли зададут в глаза премьеру вопрос, который волнует, без преувеличения, большинство россиян. Напомним, в январском опросе «Левада-центра» за отставку действующего кабмина выступили 53% граждан России. При этом 57% его участников заявили о неспособности правительства решить проблемы, связанные с ростом цен и падением доходов, 47% – что кабинет министров не может создать условия по обеспечению населения работой. А 43% сочли, что министры не заботятся о соцзащите населения. Около 36% россиян в январе были уверены, что действующее правительство не может справляться с кризисом в экономике, а 30% пребывали в уверенности, что у кабмина и вовсе нет продуманной программы экономического развития страны. Только у 7% респондентов не возникло претензий к министрам. С тех пор «Левада» аналогичного опроса не проводил. Но картина, надо думать, меняется только в худшую сторону. 29 марта Медведев опробовал новый формат общения с народом – ответил на вопросы пользователей социальной сети «ВКонтакте». Самым часто повторяющимся вопросом стал следующий: «Когда в отставку, Дмитрий Анатольевич?» Заметим, опросы не только «Левада-центра», но и других социологических служб показывают: уже к концу 2018 года рейтинг государственных институтов в России существенно снизился, равно как и уровень социальных ожиданий. Модельным в такой ситуации стало падение рейтинга президента Владимира Путина. В феврале, в разгар президентской кампании, у Путина было 86% – планка, которая была задана после присоединения Крыма в 2014 году. Законопроект о повышении пенсионного возраста был внесен в Госдуму 16 июня, спустя два дня после открытия ЧМ-2018 по футболу. Однако рейтинг главы государства начал снижаться даже раньше – в конце мая, из-за роста цен на бензин. К концу июня, после старта пенсионной реформы, уровень одобрения работы президента упал до 60,6%, и продолжил плавно снижаться в последующие месяцы до конца года. Как метко сказал тогдашний гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, «отлив опускает все лодки». Вслед за президентским, упал и рейтинг кабмина. Казалось бы, в такой ситуации Кремль мог бы пожертвовать непопулярным Медведевым – списать на него все грехи, вроде пенсионной реформы, и отправить на покой. Но Медведев по-прежнему излучает деятельный оптимизм и в отставку не собирается. При каких условиях в РФ сменится премьер, что стоит за «казусом Медведева»? – О чем депутаты-коммунисты будут спрашивать премьера на встрече 5 апреля – большая фракционная тайна, – отмечает секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов. – Об этом не говорят заранее, чтобы не давать премьеру фору – возможности выглядеть более пристойно при ответах на вопросы. Это такие думские секреты. Да, некоторые депутаты делятся со СМИ подобной информацией, но КПРФ – как правило – нет. «СП»: – Какой практический смысл во встречах фракций с премьером? – Есть конституционная процедура: отчет правительства. В принципе, Медведев мог и не приходить во фракции. То, что он пошел на такие встречи, можно расценить как пиар-ход. Мол, я со всеми встречался, со всеми виделся. Напомню, такой же практики придерживался в бытность премьером Анатолий Чубайс – он тоже встречался с думскими фракциями. В любом случае, встреча с премьером – это прямой канал связи для депутата. Когда можно задать вопрос, либо передать лично премьеру депутатский запрос. Как правило, в других обстоятельствах депутатские запросы в руки премьеру не попадают, а переадресовываются в секретариат какому-нибудь министру или вице-премьеру. Словом, встречи с премьером – это удобный формат. У любого депутата, кроме общеполитических и общепартийных вопросов, существует еще проблемы избирательного округа, которые нужно решать. Если премьерский канал можно для этого использовать – почему нет? Фигура Медведева, с одной стороны, технико-политическая. Но с другой, ресурсы – например, 20 трлн. рублей на те же нацпроекты – распределяет именно правительство. Словом, есть конституционная процедура – и слава богу. Она показывает, что роль парламента не совсем уж дохлая. «СП»: – Медведев тоже решает на встречах прагматичные для себя вопросы? – Конечно. Ему нужно показать, что он общается с оппозицией. Кроме того, такие встречи выполняют функцию выпускания пара. Все же они непубличные, и та критика, те резкие слова, которые на встречах прозвучат – гарантия, что оппоненты будут поспокойнее во время выступления Медведева непосредственно в Думе. На деле, значимость таких встреч зависит от конкретного политического контекста. Были бы у КПРФ силы для вынесения вотума недоверия правительству – это была бы совершенно другая встреча. Но поскольку Медведев лидер правящей партии, а она контролирует конституционное большинство в Думе – премьер просто стерпит плевки в свою сторону. – Я знаком с результатами исследований по фокус-группам, проведенных Сергеем Белановским – нашим лучшим, я считаю, социологом: в них правительство кроется, что называется, последними словами, и ситуация для Медведева выглядит просто безнадежной, – говорит кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. – Это консолидированное мнение общества – что наше правительство плохое. Точнее, что плохой его социально-экономический блок – негатив не относится к силовым министерствам и МИДу. Но Медведев курирует именно этот блок – первого вице-премьера, главу Минфина Антона Силуанова и вице-премьера Татьяну Голикову. И негатива здесь выше крыши. Замечу, для нашего общества такое негативное отношение к правительству – второй по значимости власти в стране – выглядит даже удивительным. У нас, как правило, граждане ко всякой власти относятся положительно. Тем более, Медведев поставлен Путиным, у которого рейтинг пусть падает, но остается еще на высоком уровне. Тем не менее, отношение к Медведеву сформировалось – возможно, несправедливо – совершенно негативное. И оно лишь усиливается нападками со стороны оппозиционера Алексея Навального, с других сторон. Но эти нападки, я считаю, в какой-то степени генерируются самой властью, потому что ей очень удобно иметь крайнего. То есть, это сознательная позиция власти – делать крайним Медведева, чтобы крайним не был Путин. Для роли мальчика для битья, я считаю, Медведев идеально годится. У него, видимо, неплохая нервная система. Потому что многие другие в такой ситуации обиделись бы и ушли, хлопнув дверью. А Медведев все терпеливо сносит, и продолжает быть абсолютно лояльным Путину политиком. С точки зрения населения, эта картина понятная. Но никакого влияния на перспективы Медведева мнение населения не оказывает. «СП»: – Почему вы так считаете? – Потому что власть думает в совсем другом ключе. И социально-экономическая политика, которая населению не нравится, генерируется не Медведевым, а администрацией президента – в первую очередь Силуановым – безусловно, с ведома самого Путина. Поэтому то, что Медведев выглядит крайним – это несправедливо, но вполне на руку президентской администрации. Президенту удобно и то, что Медведев является неприемлемой фигурой для значительной части путинского окружения – в качестве политика и наследника престола. По мнению Путина (я так думаю), это удерживает силовиков от любых попыток сместить президента – устроить какой-то дворцовый переворот. Потому что в итоге выйдет так: ах, вам не нравится Путин – ну, получите Медведева. Медведев, напомню, формально является вторым по значимости политиком. И в случае отсутствия Путина – его смерти, ухода с поста – именно он становится и.о. президента, и автоматически кандидатом от партии власти. Это обстоятельство является важным для Путина – для поддержания равновесия внутри собственного окружения, и для обеспечения собственной безопасности. «СП»: – Как будет развиваться ситуация вокруг Медведева дальше? – Никто этого не знает. С одной стороны, Медведев балласт, от которого можно в любой момент избавиться. Но чтобы избавиться, нужно изменить социально-экономический курс, а его пока никто менять не собирается. Поэтому и избавляться от премьера нет смысла. Кроме того, Медведева можно оставить в качестве преемника – если после 2024 года реальная власть перейдет в другие структуры, а формально останется в руках слабого президента. Мне кажется, в вопросе Медведева окончательной ясности пока нет. И он все еще остается достаточно важной для Путина фигурой, которая позволяет осуществлять какой-то маневр. Какой – мы не знаем. А мнение население здесь роли абсолютно не играет. Новости Москвы: В Москве погибла дочь сотрудника фонда Навального

Л.Бызов: Медведев – страховка Путина от дворцового переворота
© Свободная пресса