Верующие россияне, возможно, полезнее для общества, чем атеисты
Директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Высшей школы экономики Ирина Мерсиянова вместе с коллегой из Йельского университета выяснили, какое влияние религия оказывает на участие россиян в гражданской жизни. Оказалось, что верующие россияне больше атеистов склонны помогать некоммерческим организациям, выступающим в интересах общества. Это касается не только тех, кто регулярно участвует в религиозных обрядах, но и тех, кто «на словах» причисляет себя к определенной вере. Научная статья опубликована в журнале Sociology of Religion: A Quarterly Review. Люди, исповедующие одну и ту же религию, нередко действуют сообща. Они образуют группы, члены которых помогают друг другу и по мирским вопросам — связанным с повседневной жизнью. Бывает и так, что изначально не верующий человек идет за помощью к последователям некой религии, так как знает, что у них принято помогать нуждающимся, а затем сам обращается в нее и тоже начинает оказывать другим посильную помощь. Степень религиозности в пределах группы людей может существенно отличаться. Часть верующих посещает подобающие богослужения постоянно, другие — несколько раз в год или еще реже. Исследования, проведенные в США, показали, что лица, причисляющие себя к конкретной религии, но не ходящие в церковь, по степени готовности помочь другим мало чем отличаются от атеистов. А регулярно посещающие службы, напротив, охотнее делятся с нуждающимися. Однако эти закономерности могут не действовать в других странах, где преобладают не такие религии, как в Соединенных Штатах. В частности, до сих пор не было известно, как отличаются верующие и неверующие россияне в плане готовности принимать участие в жизни общества. Чтобы узнать это, авторы нового исследования попросили 1500 россиян из 105 населенных пунктов городского и сельского типов из 43 регионов страны заполнить несколько подробных анонимных анкет. В них входили вопросы о том, считают ли они себя верующими, к какой религии причисляют, как часто посещают соответствующие обряды, состоят ли в конкретных некоммерческих организациях, выступают ли активистами в местных обществах, жертвуют ли деньги на благотворительность и тому подобное. Учитывались и возраст, уровень дохода и образование. Полученные данные проанализировали с помощью нескольких математических моделей, призванных выявить возможные связи между ответами на различные вопросы анкет. Подавляющее большинство верующих, ответивших на вопросы анкет, причисляли себя к православным христианам. Хотя опросники заполняли и мусульмане, и иудеи, и представители других ветвей христианства, их было слишком мало, чтобы составить отдельную статистику по этим религиям. Выяснилось, что те, кто считают себя верующими, на 33 процента более склонны выступать в качестве волонтеров, чем атеисты. Это касалось и тех, кто не ходит в церковь или делает это очень редко. Также они чаще поддерживали некоммерческие организации (НКО), однако не любые, а нацеленные на помощь наименее защищенным группам населения — женщинам-жертвам насилия, бездомным и т. д. Чем более религиозным считал себя человек (этот параметр определялся по ответам на вопросы: «Соблюдает ли он предписания своей веры?» и «Как часто ходит в церковь?»), тем выше была вероятность того, что он поддерживает НКО, выступающие в интересах общества. Однако, одновременно, верующие не доверяют некоммерческим организациям, поддерживающим какие-либо национально-патриотические интересы или интересы государства. Вероятно, повышенная готовность к благотворительности и помощи нуждающимся среди россиян, считающих себя православными, связана с ценностями, проповедуемыми ортодоксальным христианством. Тем не мене это не объясняет, почему верующие не чаще других россиян связывают свою деятельность с национально-патриотическими организациями. Дело в том, что, согласно ряду масштабных опросов, в сознании 70 процентов граждан страны православное христианство неразрывно связано с принадлежностью к русским. Соответственно, прихожане Русской Православной церкви должны быть больше других склонны к поддержке патриотических движений, однако в реальности это не так. Поэтому причины особого отношения российских православных христиан к благотворительности, волонтерству и общественно полезным организациям еще предстоит уточнить.