Войти в почту

Владимир Путин и кто-нибудь новенький

Политические настроения жителей крупных российских городов такие же неустойчивые, какими они были в начале 1990-х годов. Большинство граждан не видит альтернативы Владимиру Путину, но интерес к политике после думских выборов 2016 года продолжает падать, поэтому явка может оказаться ниже той, на какую рассчитывают в Кремле. К таким выводам пришли политические психологи МГУ, попытавшись выявить «образ власти», который складывается у москвичей и жителей городов-миллионников перед президентскими выборами.

Эксперты: избирателям надоели действующие политики
© Виктор Коротаев / Коммерсантъ

В обществе есть стойкий запрос на появление новых политических лидеров, но самым популярным политиком остается Владимир Путин, и большинство граждан даже не представляют, что ему может быть альтернатива. При этом население не испытывает интереса ни к политике, ни к выборам. С таким противоречивым состоянием массового сознания граждане встречают президентскую кампанию, которая завершится 18 марта 2018 года. К таким выводам пришли эксперты кафедры социологии и психологии политики МГУ по итогам исследования, которое они провели в октябре—ноябре в Москве и крупных городах. Исследование презентовала завкафедрой МГУ Елена Шестопал на ежегодной конференции Российской ассоциации политической науки, прошедшей в выходные в Москве.

Перед президентскими выборами 2012 года требования граждан к власти касались наведения порядка и сохранения стабильности. Теперь обществу, как показали исследования, нужна «внятная политическая стратегия», эффективность власти и ее профессионализм. От Владимира Путина ждут не только отчета «о выполнении обещаний, которые он давал в семи предвыборных статьях 2012 года», говорит госпожа Шестопал: «Нужно будет объяснить, почему выполнено не все, и предложить на будущее то, что будет как-то соотноситься с запросами общества». Господин Путин в этот раз должен побеждать как «новый президент, которому придется управлять страной в новых условиях и заново завоевывать сторонников», считают эксперты МГУ.

При этом Владимир Путин воспринимается сейчас позитивнее, чем перед кампанией 2012 года, и политпсихологи связывают это не только с внешнеполитическим фактором. Часть граждан и элита при одной мысли, что «Путин откажется от участия в выборах», испытывают страх от возможных последствий такого решения. Поэтому за кандидата Путина готовы голосовать 63,8% опрошенных.

Однако в обществе «налицо признаки политической апатии», которые стали следствием прошлогодних выборов в Госдуму, говорится в исследовании. «Даже среди тех, кто готов голосовать за Путина, 15% до сих пор не решили, пойдут ли они на выборы»,— уточняет Елена Шестопал. При этом «люди не знают, чего именно хотят», а в массовом сознании сейчас те же тревожность, неуверенность в завтрашнем дне и общая неустойчивость, которые политпсихологи фиксировали в начале 1990-х.

«Действующие политики им надоели, даже Алексей Навальный воспринимается уже как политик из “старой колоды”»,— утверждает госпожа Шестопал.

Запрос «на активного политика» в последний раз фиксировали в 1993 году (по итогам первых выборов в Госдуму лучшего результата добилась ЛДПР Владимира Жириновского). Елена Шестопал не исключает, что «на фоне скучных политиков из “старой колоды” с появлением новых каналов коммуникации может появиться яркий, эпатажный, скандальный кандидат». Так, благодаря соцсетям «Наталья Поклонская и Ксения Собчак достигли той же степени узнаваемости, которую имеет Владимир Путин, опередив Геннадия Зюганова и Григория Явлинского».

«Это означает, что новое поколение уже расположилось в политике и диктует запросы, во многом не схожие с запросами старших поколений»,— полагает госпожа Шестопал.