Задание выучить стихотворение наизусть порой вызывает у школьника панику или протест. Далеко не у каждого ребёнка получается легко запоминать четверостишия и тем более читать их с выражением перед учителем и одноклассниками. Однако это обязательная часть школьной программы. Как правильно учить стихи, чтобы они легко запоминались и процесс приносил удовольствие, «Рамблеру» рассказала учитель начальных классов Людмила Семёнова.
В начальной школе основная нагрузка на уроках развивающего цикла — именно заучивание наизусть стихов. Некоторых родителей это может пугать — мол, это слишком сложная задача для маленького ребёнка. Однако наука говорит об обратном: именно в дошкольном и младшем школьном возрасте мозг ребёнка хорошо запоминает стихи.
Международная группа учёных провела интересный эксперимент: взрослые 10 дней подряд читали на ночь одни и те же короткие стишки и четырёхлетним детям, и молодым людям, а потом и тех и других попросили повторить их дословно.
Малыши с лёгкостью рассказывали четверостишия наизусть, а вот молодёжь запомнила стихи хуже. И это притом что дети, в отличие от взрослых, не знали о проводимом эксперименте: они запоминали стихи непроизвольно.
Так почему одному ребёнку задание выучить стихотворение даётся легко, а второй не может его запомнить? По наблюдениям учителя начальных классов с 30-летним стажем Людмилы Семёновой, на это влияют сразу несколько факторов:
По наблюдениям учителя, на способность запоминать влияет и то, к какому типу относится ребёнок. Есть визуалы, которые лучше всего воспринимают информацию зрительно, есть аудиалы, которые лучше воспринимают всё на слух, а есть кинестетики, для которых легче учить стихи через движения и ощущения.
«Важно понять, что у конкретного ребёнка лучше работает, и учить стихи именно так, через разные приёмы. Например, кинестетику — через руки, а визуалу — через картинки».
Людмила Семёноваучитель начальных классов
Помимо педагога и самого ребёнка, очень важную роль в учебном процессе играет родитель.
«Сколько бы учитель ни уделял времени школьникам, всё равно заучивание стихов происходит в домашней обстановке. Ведь в школе, когда в классе сидят 30 человек, о каком заучивании может идти речь?» — говорит Людмила Семёнова.
Задачи родителя:
Бывает, что от задания выучить стихотворение ребёнок впадает в панику: мол, оно слишком длинное, слишком сложное, и запомнить его невозможно. В этом случае задача родителя — вселить оптимизм: «Нет ничего, с чем нельзя справиться. Мы с тобой знаем, как учить стихи».
Как только ребёнок начинает произносить более или менее членораздельные слова, можно начинать приучать его к стихам и их запоминанию.
В первые годы жизни малышу необязательно заучивать стихи специально: обычно, читая с мамой, он запоминает их непроизвольно. И чем больше родитель будет повторять ему одно и то же стихотворение, тем лучше он его запомнит.
«Не нужно говорить: "Мы с тобой это уже читали, давай другое". Пусть это будет 20-й раз, но зато ребёнок стихотворение запомнит», — поясняет Людмила Семёнова.
Самый продуктивный возраст для того, чтобы начинать учить стихи осознанно, — это дошкольный период. Сначала это могут быть короткие одностишия, фольклорные прибаутки, частушки, песенки. Потом можно переходить к стихам известных авторов — Михалкова, Чуковского, Барто. Главное — давать стихи ребёнку по возрасту.
Кстати, по наблюдению учителя, дети, которые из сада в школу переходят уже с таким опытом, потом легче справляются со школьными заданиями по литературному чтению.
Приёмов, помогающих выучить стихотворение, много, и каждый выбирает тот, который ему ближе. Один из них — это заучивание по строчкам:
Людмила Семёнова: «Задача родителя — быть рядом, помочь, но при этом нужно ставить цель научить ребёнка учить стихи самостоятельно».
Во время работы над стихотворением важно делать перерывы на несколько часов: например, поучить вечером, а потом вернуться к этому утром. Если школьник устал и уже поздний час, не нужно заставлять его продолжать учить со слезами на глазах — лучше отправить его спать. Как показывает опыт, утром, после полноценного отдыха, он с лёгкостью сможет вспомнить то, что вчера давалось тяжело.
«Я даже разрешаю детям читать стихотворение на уроке по этим зарисовкам. Не считаю, что это вредно, ведь я прекрасно знаю, что для подготовки ребёнку потребовалось больше труда», — поясняет учитель.
Людмила Семёнова советует использовать разные приёмы, пусть ребёнок сам выберет оптимальный для него способ заучивания.
Если ребёнок просто механически выучил стихотворение, если нет эмоциональной составляющей, скорее всего, на следующий день он его уже забудет.
В школе от ученика требуется именно выразительное чтение, и за отсутствие интонации и эмоционального отклика учитель может снизить ребёнку оценку, тогда как его однокласснику, забывшему пару слов, но прочитавшему с выражением, поставить пять.
«Лирическое стихотворение — это попытка поэта вызвать определённые чувства в человеке. И оценка выстраивается из того, что ребёнок должен не просто выучить, но ещё и донести определённые эмоции. Увы, это у детей самое слабое звено, мало кто читает с выражением», — говорит Людмила Семёнова.
Задача педагога — создать в классе атмосферу, при которой может раскрыться даже зажатый ребёнок. Например, ученику, прочитавшему стихотворение не очень удачно, можно предложить проанализировать своё выступление и дать ещё одну попытку на следующий день.
Очень тревожному ребёнку учитель может разрешить прочитать стихотворение после урока в пустом классе.
«Некоторые учителя дают родителям список стихов на полугодие, чтобы они начинали учить их вместе с детьми. Я не люблю такой способ, потому что на уроке идёт полный разбор произведения. Например, где нужно использовать грубый тон или прочитать лирически, — поясняет педагог. — В классе мы разбираем, какое слово подчеркнуть, что сказать тише, что — громче. Важна осознанность, важно понимать, что автор хотел донести».
Если речь идёт о заучивании стихотворения для школьного мероприятия, главное, чтобы такое задание не воспринималось ребёнком как наказание. Если он категорически не хочет выступать, лучше его не заставлять. Иначе это может вызвать у него неприязнь к стихам и литературе вообще. Возможно, услышав на празднике стихотворение в исполнении одноклассника, ребёнок пожалеет, что отказался.
Приучать ребёнка учить стихи лучше с первых лет жизни. Но даже если в школу он пришёл без такого навыка, в распоряжении родителей есть множество приёмов, которые помогут с этим справиться. Главное для взрослого — быть рядом и не просто контролировать «выучил — не выучил», а помогать школьнику и поддерживать его. Вместе разберите смысл произведения и непонятные слова, учите по аудиозаписям, по рисункам, с движением и музыкой.
Детские секреты: что скрывает ваш ребёнок и стоит ли волноваться