Стихи наизусть: как их учить со школьником быстро и на пять
Задание выучить стихотворение наизусть порой вызывает у школьника панику или протест. Далеко не у каждого ребёнка получается легко запоминать четверостишия и тем более читать их с выражением перед учителем и одноклассниками. Однако это обязательная часть школьной программы. Как правильно учить стихи, чтобы они легко запоминались и процесс приносил удовольствие, «Рамблеру» рассказала учитель начальных классов Людмила Семёнова.
Почему не у всех детей получается легко заучивать стихи
В начальной школе основная нагрузка на уроках развивающего цикла — именно заучивание наизусть стихов. Некоторых родителей это может пугать — мол, это слишком сложная задача для маленького ребёнка. Однако наука говорит об обратном: именно в дошкольном и младшем школьном возрасте мозг ребёнка хорошо запоминает стихи.
Международная группа учёных провела интересный эксперимент: взрослые 10 дней подряд читали на ночь одни и те же короткие стишки и четырёхлетним детям, и молодым людям, а потом и тех и других попросили повторить их дословно.
Малыши с лёгкостью рассказывали четверостишия наизусть, а вот молодёжь запомнила стихи хуже. И это притом что дети, в отличие от взрослых, не знали о проводимом эксперименте: они запоминали стихи непроизвольно.
Так почему одному ребёнку задание выучить стихотворение даётся легко, а второй не может его запомнить? По наблюдениям учителя начальных классов с 30-летним стажем Людмилы Семёновой, на это влияют сразу несколько факторов:
- Врождённые способности. У некоторых детей память особенно хорошая.
- Тренировка. Если ребёнок до этого часто учил стихи, он справится с домашним заданием лучше.
- Включённость родителей. Их помощь и поддержка играют большое значение во время заучивания.
- Величина произведения и соответствие возрасту. Бывает, что стихотворение действительно слишком сложное для ребёнка — и слова, и смысл.
- Наличие времени. Если школьник очень загружен другими делами, если в его графике не было выделено время на подготовку домашнего задания, выучить стихотворение наспех за пять минут до сна не получится.
По наблюдениям учителя, на способность запоминать влияет и то, к какому типу относится ребёнок. Есть визуалы, которые лучше всего воспринимают информацию зрительно, есть аудиалы, которые лучше воспринимают всё на слух, а есть кинестетики, для которых легче учить стихи через движения и ощущения.
«Важно понять, что у конкретного ребёнка лучше работает, и учить стихи именно так, через разные приёмы. Например, кинестетику — через руки, а визуалу — через картинки».
Людмила Семёноваучитель начальных классов
Как родители могут помочь ребёнку с заучиванием стихов
Помимо педагога и самого ребёнка, очень важную роль в учебном процессе играет родитель.
«Сколько бы учитель ни уделял времени школьникам, всё равно заучивание стихов происходит в домашней обстановке. Ведь в школе, когда в классе сидят 30 человек, о каком заучивании может идти речь?» — говорит Людмила Семёнова.
Задачи родителя:
- помочь ребёнку настроиться на процесс;
- обеспечить спокойную и тихую обстановку, минимизируя количество отвлекающих факторов (мешать могут телевизор, музыка, разговоры домочадцев, лай собаки и т. д.);
- поддержать ребёнка морально, помочь ему поверить, что всё получится.
Бывает, что от задания выучить стихотворение ребёнок впадает в панику: мол, оно слишком длинное, слишком сложное, и запомнить его невозможно. В этом случае задача родителя — вселить оптимизм: «Нет ничего, с чем нельзя справиться. Мы с тобой знаем, как учить стихи».
С какого возраста лучше начинать учить стихи
Как только ребёнок начинает произносить более или менее членораздельные слова, можно начинать приучать его к стихам и их запоминанию.
В первые годы жизни малышу необязательно заучивать стихи специально: обычно, читая с мамой, он запоминает их непроизвольно. И чем больше родитель будет повторять ему одно и то же стихотворение, тем лучше он его запомнит.
«Не нужно говорить: "Мы с тобой это уже читали, давай другое". Пусть это будет 20-й раз, но зато ребёнок стихотворение запомнит», — поясняет Людмила Семёнова.
Самый продуктивный возраст для того, чтобы начинать учить стихи осознанно, — это дошкольный период. Сначала это могут быть короткие одностишия, фольклорные прибаутки, частушки, песенки. Потом можно переходить к стихам известных авторов — Михалкова, Чуковского, Барто. Главное — давать стихи ребёнку по возрасту.
Кстати, по наблюдению учителя, дети, которые из сада в школу переходят уже с таким опытом, потом легче справляются со школьными заданиями по литературному чтению.
Как правильно учить стихи дома:
- Прочитайте стихотворение вслух вместе с ребёнком.
- Объясните непонятные ему слова и выражения.
- Обсудите стихотворение: о чём оно, какой у него смысл, какой в нём ритм.
- Перечитайте его несколько раз.
Приёмов, помогающих выучить стихотворение, много, и каждый выбирает тот, который ему ближе. Один из них — это заучивание по строчкам:
- Разберите слова и смысл произведения.
- В каждых 2–3 строчках определите и постарайтесь запомнить рифмующиеся слова.
- Прочитайте каждую строчку по семь раз. Схема такая: сначала семь раз повторяем первую строчку, потом столько же — вторую, потом объединяем эти две и повторяем вместе тоже семь раз. И так далее.
Людмила Семёнова: «Задача родителя — быть рядом, помочь, но при этом нужно ставить цель научить ребёнка учить стихи самостоятельно».
Во время работы над стихотворением важно делать перерывы на несколько часов: например, поучить вечером, а потом вернуться к этому утром. Если школьник устал и уже поздний час, не нужно заставлять его продолжать учить со слезами на глазах — лучше отправить его спать. Как показывает опыт, утром, после полноценного отдыха, он с лёгкостью сможет вспомнить то, что вчера давалось тяжело.
Какие ещё есть «секретные приёмы»
- Послушайте с ребёнком в аудиозаписи исполнение заданного стихотворения. Например, на интернет-платформе «Московская электронная школа» есть в аудиозаписи почти все стихотворения из школьной программы для начальных классов.
- Предложите ребёнку повторять произведение вместе с актёром на аудио. Популярные стихи можно найти в интернете в исполнении разных чтецов — можно выбрать тот вариант, который школьнику больше понравится.
- Учитывайте индивидуальные особенности: в некоторых случаях подойдёт креативный подход. Например, если ребёнок любит петь, можно предложить ему во время заучивания не читать, а именно петь стихотворение. Кстати, так легче запоминать. Некоторые учителя даже разрешают детям подобным образом исполнять стихи на уроке — например, в форме рэпа. Объяснение такое: лучше пропеть стихотворение, вложив в него душу, чем формально и без выражения «оттарабанить».
- Стихи хорошо учатся и в движении — например, когда ребёнок во время этого процесса ходит по комнате.
- Ещё более эффективный способ (особенно если школьник — визуал) — учить стихи с помощью картинок. Их можно представлять в голове или рисовать на бумаге, причём это может быть своя картинка-ассоциация для каждого слова или для каждой строчки стихотворения. Второй вариант — нарисовать всё стихотворение в виде одной картины. Третий вариант — учить стихотворение по начальным буквам, которые ребёнок пишет на листе бумаги.
«Я даже разрешаю детям читать стихотворение на уроке по этим зарисовкам. Не считаю, что это вредно, ведь я прекрасно знаю, что для подготовки ребёнку потребовалось больше труда», — поясняет учитель.
Людмила Семёнова советует использовать разные приёмы, пусть ребёнок сам выберет оптимальный для него способ заучивания.
Почему важна осознанность, а не механическая зубрёжка
Если ребёнок просто механически выучил стихотворение, если нет эмоциональной составляющей, скорее всего, на следующий день он его уже забудет.
В школе от ученика требуется именно выразительное чтение, и за отсутствие интонации и эмоционального отклика учитель может снизить ребёнку оценку, тогда как его однокласснику, забывшему пару слов, но прочитавшему с выражением, поставить пять.
«Лирическое стихотворение — это попытка поэта вызвать определённые чувства в человеке. И оценка выстраивается из того, что ребёнок должен не просто выучить, но ещё и донести определённые эмоции. Увы, это у детей самое слабое звено, мало кто читает с выражением», — говорит Людмила Семёнова.
Как может помочь учитель
Задача педагога — создать в классе атмосферу, при которой может раскрыться даже зажатый ребёнок. Например, ученику, прочитавшему стихотворение не очень удачно, можно предложить проанализировать своё выступление и дать ещё одну попытку на следующий день.
Очень тревожному ребёнку учитель может разрешить прочитать стихотворение после урока в пустом классе.
«Некоторые учителя дают родителям список стихов на полугодие, чтобы они начинали учить их вместе с детьми. Я не люблю такой способ, потому что на уроке идёт полный разбор произведения. Например, где нужно использовать грубый тон или прочитать лирически, — поясняет педагог. — В классе мы разбираем, какое слово подчеркнуть, что сказать тише, что — громче. Важна осознанность, важно понимать, что автор хотел донести».
Если речь идёт о заучивании стихотворения для школьного мероприятия, главное, чтобы такое задание не воспринималось ребёнком как наказание. Если он категорически не хочет выступать, лучше его не заставлять. Иначе это может вызвать у него неприязнь к стихам и литературе вообще. Возможно, услышав на празднике стихотворение в исполнении одноклассника, ребёнок пожалеет, что отказался.
Главное
Приучать ребёнка учить стихи лучше с первых лет жизни. Но даже если в школу он пришёл без такого навыка, в распоряжении родителей есть множество приёмов, которые помогут с этим справиться. Главное для взрослого — быть рядом и не просто контролировать «выучил — не выучил», а помогать школьнику и поддерживать его. Вместе разберите смысл произведения и непонятные слова, учите по аудиозаписям, по рисункам, с движением и музыкой.
Детские секреты: что скрывает ваш ребёнок и стоит ли волноваться