«Жар»: каким получился кулинарный триллер с Воробьёвым и Эйдельштейном
В онлайн-кинотеатрах «Иви» и «Кинопоиск»можно посмотреть новинку этого месяца сериал «Жар» с Даниилом Воробьёвым и Марком Эйдельштейном в главных ролях. В центре сюжета — история талантливого, но невыносимого шеф-повара, которого со скандалом увольняют из именитого столичного ресторана. Премьера сериала состоялась в рамках фестиваля «Новый сезон» в сентябре этого года и вызвала нешуточную дискуссию среди прессы. Автор «Рамблера» рассказывает, каким получилось провокационное шоу.
Марк Левинский (Даниил Воробьёв) — одиозный шеф модного столичного ресторана «Юг». Мужчину называют гениальным поваром в лицо, но за спиной подбирают менее комплиментарные эпитеты. Марк совершенно не умеет уживаться с коллегами. Но карт-бланшу Левинского пришёл конец. После очередной выходки владелец ресторана увольняет талантливого, но проблемного шефа. И без того непростая ситуация осложняется тем, что из-за скверного характера он попал в черный список.
Никто не хочет работать с непредсказуемым кулинаром. К тому же его главный конкурент Левин (Илья Лыков) открывает свой ресторан. Но главное потрясение ждёт Левинского впереди: его дочери Лизе (Ева Данилко) срочно требуется дорогостоящая операция. Единственная надежда Марка — прибившийся к нему юноша Аарон (Марк Эйдельштейн), который мечтает стать поваром и готов учиться у лучшего. Вместе они решают открыть собственный ресторан. Аарону как раз досталась коммерческая недвижимость от обеспеченного дяди (Сергей Газаров), который поставил перед амбициозным племянником одно условие — уже через месяц заведение должно распахнуть двери для гостей. В противном случае юноше придётся распрощаться с мечтой и устроиться на подобранную для него престижную работу юриста.
В надежде открыть новую Мекку для гурманов и оплатить операцию дочке Марк берёт огромную сумму в долг у представителя сербской мафии, из-за чего невольно оказывается втянут в криминальные разборки. Теперь под угрозой не только новый ресторан, но и жизнь близких талантливого повара.
В последние годы особой зрительской популярностью пользуются кулинарные триллеры. Кажется, словно кухня и впрямь оказалась идеальным местом для громких выяснений отношений. Пока на плите шкворчит и жарится очередное блюдо, одетые в белоснежные фартуки и находящиеся в вечной запаре повара громко ссорятся друг с другом и сами вскипают, как бульон на быстром огне. Можно вспомнить снятую одним дублем «Точку кипения», ставшего народным хитом «Медведя» или жестокий триллер «Меню». В российском же кино долгое время едва ли не единственным художественным гастро-шоу оставался ситком «Кухня», но в прошлом году состоялась премьера кулинарной драмы «Шеф», которую частенько сравнивали с шоу с Джереми Алленом Уайтом в главной роли. Влияние хитового сериала сервиса Hulu прослеживается и в «Жаре».
Режиссёром выступил Артём Аксёненко, для которого «Жар» стал уже пятым совместным проектом с Воробьёвым. Ранее они вместе работали над проектами «Медиатор», «В клетке», «Лапси» и «Жить жизнь». В каждом из них артист ставил для себя новую профессиональную планку. Но в случае с «Жаром» мощный актёрский перформанс Воробьёва затмевает собой всё шоу. Декламация актёра кажется избыточной.
Срывающимся на хрип голосом Марк постоянно матерится и поливает коллег грязью. Но если в «Медведе» за вечными срывами Карми скрывалась вереница проблем: смерть брата, кредитор, ссоры с персоналом, то поведению Левинского поначалу нет оправданий. В дальнейшем создатели пытаются очеловечить бога кулинарии, вводя сюжетную линию с больной дочерью. Но и это воспринимается лишь как пафосный телевизионный штамп. Для большей патетики авторы рифмуют историю шеф-повара с религиозными мотивами. В начале каждого эпизода зрителей встречает оммаж Богоматери, а в открывающей сцене сериала Марк и сам лежит с иконой в руках.
«Жар» оказался театром одного актёра, которому в кадре позволено буквально всё: танцевать нагишом, без устали сквернословить и рычать звериным рыком. Воробьёв самозабвенно играет мужчину на грани то ли срыва, то ли жизни, а может, и того, и другого сразу. Но всё это уместнее выглядело бы на театральной сцене, а не в рамках телевизионного триллера. Марк Левинский кажется персонажем скорее комичным, словно пришедшим из интернет-пародий на популярные кулинарные шоу.
Абстрагироваться от эпатажного поведения шефа оказывается крайне сложно, поэтому даже проступающая детективная линия не вызывает большого интереса. «Жар» может прийтись по душе ярым поклонникам актёрского метода Воробьёва и Эйдельштейна, но остальным шоу может показаться скучным.
«Во всём виновата она»: запутанная психологическая драма о краже ребёнка